Сценарий праздника "прощание с азбукой". Сценарий праздника “Прощание с азбукой” И воспитанными быть




ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ

в 1 классе

Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие.
Образовательные задачи:
- обобщить знания учащихся, полученные при изучении букваря;
- развитие умения грамотно, выразительно читать стихи; петь песни.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие речи, памяти, логического мышления, внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к книге, к чтению;
- воспитание в детях лучших качеств человека: честности, верности, доброты, чувства товарищества.

Ход праздника.

Дети заходят в зал. Слайд 1.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас радостный день - сегодня у нас праздник! Слайд 2.


- Наши первоклассники сегодня нарядные, красивые, а главное умные ребята. Умные потому, что научились читать, писать, и помогла им в этом первая книга, которую они взяли в руки.

Вы эту книгу полюбили,
Вы в ней все буквы изучили.
И как вам радостно сказать: -
«Вы все умеете читать».

Что это за книга, ребята?

Дети: Азбука!

Ведущий: Правильно! Это азбука. Дети, а где же наша виновница торжества? Без неё у
нас не получится праздник. Давайте хором позовем её: «Азбука, где ты?»

Музыка1 . Выходит ребенок с плакатом « Азбука»
Азбука:

Только в школу вы пришли

Встретилась я с вами.

Дни учёбы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

Вас сегодня не узнать:

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

Ведущий : Спасибо тебе, азбука, за наших ребят, а сейчас ребята из 1 «Б» класса расскажут нам о святой Руси, о далеких временах, нам неведомых.

(1Б сценка про Кирилла и Мефодия ) Слайд 3

Стойка с 2мя микрофонами.

Жили-были давно добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома – терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. И придумали они буквы славянские, и назывались эти буквы по- разному. Слайд 4

АЗ – аз есмь свет миру

Буки – Бог есть прежде всех век

Веди – Ведаю всю тайну в человеце и мысль

Глаголь – Глаголю людям закон мой

Добро – Добро есть творящим волю Мою ….. (учащиеся демонстрируют буквы)

Ведущий . Я буквы ведаю, чтобы говорить добро.

Сценка. На сцене появляются два старца Кирилл и Мефодий. (Появляются два ученика, в плащах, с бородами).

«Старцы» с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник и говорят.

Кирилл :

« Посмотри сюда, Мефодий, - это ж наши с тобой буквы,

Говорил тебе – в народе

Наши буквы помнить будут!

Знать, трудились не напрасно,

Видишь – торжество какое,

Посмотри – ка, жизнь – прекрасна!

Видно, празднество большое.

Мефодий:

Слышал и слава сказали о тебе и мне,

Значит, мы прославили Россию на Земле.

Такой язык красивый создали не зря,

Ты видишь – все славяне нас благодарят.

Однако, кто это кричит?

А речь мне не понятна?

«Старцы» отходят в сторонку. На сцене появляются мальчики, ведущие между собой диалог.

Привет, Паша, ты после уроков в интернет сможешь зайти??

Да, смогу, только сначала на ютубе посижу.

Окей, тогда в шесть заходи в сетку.

«Старцы» снова выходят на сцену

Кирилл:

Видать заморские слова

Проникли в речь на Русь

И трудно будет их изжить, боюсь…

Мефодий:

Да нет, ведь это отроки младые,

Не выучили все они слова красивые, простые,

А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,

То враз их головы наполнятся умишком,

Поймут они, что никогда нельзя предать

Язык родной, как Родину и Мать!

Ведуший:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!!!

Слава Миру на Земле!!! Стойки уносят.

Появляется Кикимора. С микрофоном

Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Азбука! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю и ничего, прекрасно себя чувствую!

Букварь: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в
болоте жизнь простая, некультурная плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без букваря, без книги и грамоты обойтись не могут.

Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать
грамоту! Не зачем и вам не советую! Ребята вам нужна грамота?

Дети: ДА!!!

Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному
писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням - есть хочу. Буль буль - пить. Хрр-хрр - спать.

Ведущий: Показать то конечно можно, если ты и твой друг находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?

Кикимора: А я картинку нарисую. Слайд 5

Ведущий: И что это значит?

Кикимора: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорочка. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.

Ведущий: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки.

Ведущий: Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.

«Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости - спущу с горки.

Кикимора: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а
получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!

Ведущий: Не расстраивайся, такое бывало, пока люди не придумали алфавит.

Кикимора: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.

Ведущий: Поможем ребята?

Дети : Да! Слайд 6

(Выходят по1 ученику от класса)

Ученик 1а:

Есть на белом свете дом.
Обитают буквы в нём.
Буквы прописные,
Буковки строчные,
Книжные, тетрадные,
Очень аккуратные.

Ученик 1б:

Невелик и прост на вид,
Дом зовётся - АЛФАВИТ.
Славно буквы там живут,
Любят свой нелёгкий труд.

Ученик 1в:

Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Ученик1г:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти,

Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умолять сестрицу.

Ну прочитай ещё страницу.

Не надо звать, не надо ждать,

Ведущий: А наши дети умеют не только читать, но ещё петь и танцевать!

(1Г с песней и танцем «Мы маленькие дети».) Музыка 2. Слайд 7

Азбука: Я пришла к вам в гости не одна-33 родных сестрицы, писаных красавицы, в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?

Дети: Буквы! Слайд 8


Азбука: А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них выучили.

(Дети читают стихи о буквах, выйдя на сцену).

А . Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.

Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.

В . Словно букву В – Алена
Держит трубку телефона.

Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я Г смогу.

Д . Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Е . На дворе –какая жалость-

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась.

Буква Е зато осталась.

Ё .Еи Ё – родные сестры.
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Ж . Эта буква широка
и похожа на жука.

З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.

И . Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.

К . на прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.

Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

М . Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.

Н . на букве ЭН
Я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

О . В старом дереве дупло-
Ну совсем как буква О.

П . На хоккее, на футболе –
Буква П – ворота в поле.

Р . Буква ЭР на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.

С . Полумесяц в небе темном
Буквой ЭС повис над домом.

Т . Молоток стучит «тук-тук»
Букве Т я старый друг.

У – сучок, в любом лесу
Ты увидишь букву У

Ф . Все мы знаем без подсказки –
Буква Ф как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

Х . Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.

Ц . Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Ч . Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем как 4.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ш . Посмотри на букву Ша –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Щ . Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Ъ . Из ведра не просто так
Нам воды напиться,
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.

Ы . А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой увы.

Ь . Буква ЭР перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Э . Это с открытым ртом
И большущим языком.

Ю . Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось, -
Получилась буква Ю.

Я . И сказала буква Я
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
ГОЛ! Закончен алфавит!».


Азбука:
Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши друзья.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему-
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.

Ведущий: Дорогая наша Азбука, наши первоклассники приготовили для тебя танец.
Слайд 9.

.(Дети 1 А танцуют танец «Дружба»). Музыка 3.

Кикимора: Ой, простите меня неграмотную! Хочу вопрос задать. Только стесняюсь!

Ведущий: Задавай, не стесняйся! Кто не стесняется спрашивать, тот с каждым вопросом становится умней.

Кикимора: А буквы трудно учить? Не больно?

Дети: Нет!

Кикимора: А вам нравится быть грамотными?
Дети: Да!
Кикимора: Какие умные ребята все буквы знают, петь умеют, танцевать умеют. Я тоже так хочу. На следующий год обязательно пойду в школу!
-Азбука, давай проверим их, точно ли они научились быть очень внимательными на уроках или только притворяются. Сейчас мы вас проверим. Мы сыграем с вами в игру «Это я»!

Ребята, я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»

Итак, начинаем. Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- ЭТО Я...
КТО из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- ЭТО Я...
КТО из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- ЭТО Я...
ЭТО кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
КТО из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это Я...
- Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Ведущий:
Хороша была игра!
Знают все, что чтенье -
И забава, и учение,
Развлеченье, приключенье...
И конечно не мучение.

Ведущий: Ребята, давайте зададим Кикиморе вопрос. Знает ли она школьные принадлежности!
(Кикимора растерялась).

Ответить нам на этот вопрос помогут ребята 1 В класса.

(Сценка «ТЕРЕМОК» . Дети 1В) Слайд 10




Авт.:(мама ученика)

Стоит терем- теремок

Он ни низок, ни высок

Есть замочек у него,

Видно нет здесь никого…

Я замочек отомкну

И у теремка спрошу:

Кто- кто в теремочке живёт?

Кто- кто в невысоком живёт?

Нет ответа, всё молчит

Теремок пустой стоит.

Вот идёт сюда Пенал

Пенал:

Ах, куда же я попал?

Стоит терем-теремок

Он ни низок, ни высок.

Эй, замочек, отопрись,

Кто живёт здесь, отзовись!

Нет ответа, не слыхать,

Буду жить здесь, поживать.

Авт.:

А потом Букварь пришёл

Речь такую он завёл:

Букварь:

Стоит терем- теремок

Он ни низок, ни высок

Эй, замочек, отопрись!

Кто живёт здесь? Отзовись!

Авт.:

Вышел из теремка Пенал

И Букварь с собой позвал.

Пенал:

Будем мы с тобой дружить

Будем здесь с тобою жить!

Авт.:

Тут тетрадки прибежали

В теремок проситься стали.

Тетрадки:

В школе детям мы нужны,

С вами вместе жить должны.

Авт.:

В теремочке потеснились

И тетрадки поместились!

Появилась «пятёрка»,

за нею четвёрка.

Тоже к теремку спешат

В нём пожить они хотят.

Радуется теремок.

Открывает свой замок.

Вдруг плетётся «двойка»

Рядом с «единицей».

Хотят в теремочке

Тоже поселиться.

Авт.:

Но пенал суровый

На пороге снова

Закрывает двери

Крепко на засовы.

Пенал:

Вы не торопитесь!

Вы нам не годитесь!

Вас к себе не пустим

Уходите прочь!

Авт.:

Вот замочек щёлкнул –

Теремок закрылся.

В это время в комнате

Школьник появился.

Школьник:

Я портфель возьму,

В школу с ним пойду

В школе буду я учиться

Обязательно на «пять»!

А мы будем помогать

Ему «пятёрки» получать!

Кикимора: А я теперь в лес побегу - Водяного грамоте учить буду! Азбука, ты мне поможешь?

Азбука : Конечно, помогу! До свидания, ребята!

Слайд 11.

Ведущий:
Теперь за лето отдохнете
Сил наберетесь про запас
А в сентябре сюда вернетесь
И во второй пойдете класс.

Давайте споём песню «Песенка-Азбука».

(Все дети стоят красиво на сцене и поют песню). Музыка4.

Дети с буквами на голове стоят в 1 ряду и танцуют.

1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!(2р)

Припев.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

2. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!(2р)

Припев.

(После 2 куплета и припева музыку сделать тише)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Попереченская основная общеобразовательная школа»

Юргинского района Кемеровской области

Сценарий праздника для 1 класса

«Прощание с Азбукой»

подготовила

учитель начальных классов

Бушманова Наталья Анатольевна

с. Поперечное

2013

Цели:

    в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «По дороге к Азбуке»;

    воспитывать умение общаться, помогать друг другу;

    создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;

    способствовать раскрытию талантов у учащихся;

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен.

Ход праздника

Под песню «Голубой вагон» дети садятся на стульчики, за каждым стулом прикреплён рисунок вагончика.

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека: с Азбукой!

За высокими горами, за дремучими лесами,
Есть волшебная страна…
Мы отправимся туда,
Азбукой страна зовётся
Только вход лишь тем открыт,
Кто изучил весь алфавит.
Кто хочет учиться читать,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться,
И трудностям не поддаваться.
Кто любит учиться,
И не будет лениться!

А отправимся мы на поезде.

Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.

В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд первоклассник,

Скорость набирает.

Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»

Учитель: Ну что готовы? Тогда в путь! (звучит музыка «Голубой вагон» )

Пока наш поезд едет, давайте расскажем нашим гостям о себе. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».

Друга выручим всегда? (да)

Врать не будем никогда? (да)

Уроки прогуливаем мы иногда? (нет)

Подеремся с соседом по парте? (нет)

Бросим на дороге фантик? (нет)

На учебнике оставим грязный след? (нет)

Мы сорвем с деревьев цвет? (нет)

Домашнее задание делаем всегда? (да)

Кошке бросим камень вслед? (нет)

Птиц съедим всех на обед? (нет)

Молодцы, ребята. А наш поезд совершил первую остановку. Как она называется, узнаете из загадки:

Буквы строго встали в ряд,

Будто по линейке.

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво

По порядку, посмотри!

Ну, а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

Правильно, станция называется Алфавитово. Сколько букв в русском алфавите?

Давайте их вспомним (дети выходят на сцену, начинают читать стихи про буквы, поочерёдно показывая карточки с буквами)

Алфавит пройдём мы вместе,

Будем петь его как песню.

Весело споём его мы!

Громче грома, громче грома!

День сегодня музыкальный,

Есть у вас талант вокальный,

Жить без знаний скучно было,

Знанья – это наша сила.

И тому пути открыты,

Кто подружит с алфавитом!

Лошадь, лама, ландыш, ложка,

Мел, метель, метро, матрёшка,

Небо, невод, нить, невеста,

Овод, облако, оркестр!

Попугай поёт по нотам.

Рой пчелиный строит соты.

Стрекоза в саду стрекочет!

Такса лапками топочет!

Утка слушает пластинки,

Фанту пробует фламинго!

Хор не плох, есть слух у хора!

Царь зверей – его опора!

Чтим его – рычит он чисто!

Шесть заменит он солистов!

Щедрый мир нам дарит песни.

Этот день собрал нас вместе,

Юмористов, оптимистов,

Ярких школьников – артистов.

(на сцену выбегает Буратино)

Буратино: Здравствуйте, ребята, вы меня узнаёте? Как хорошо, что вы сюда заехали. Мальвина дала мне задание. Нужно отгадать загадки о буквах и составить из этих букв слово. А у меня не получается. Помогите мне, пожалуйста. А то Мальвина опять запрёт меня в тёмном чулане.

Учитель: Ну что, ребята, выполним задание?

1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке,

Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.

День за днем назло недугам,

Даже под дождем идем. /Д/

4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/

5. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.

И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/

6. Эта буква знаменита —
Стоит в начале алфавита. /А/

дети, у кого отгаданные буквы, выходят на сцену)

Учитель

Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать. (выходят оставшиеся ученики и переставляют детей, чтобы получилось слово ДРУЖБА ).

Буратино: Спасибо вам большое. И счастливого пути.

(дети садятся на стулья, звучит мелодия)

Учитель: Пока наш поезд едет, предлагаю поиграть ещё в одну игру. Я буду читать вам интересные стихи, а вы внимательно слушайте и если надо, исправляйте.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно ВРАЧЕЙ. (грачей)
Синее море перед нами.
Летают МАЙКИ над волнами. (чайки)
Закричал охотник: Ой!
ДВЕРИ гонятся за мной! (звери)

Говорил один рыбак:
В ПЕЧКЕ выловил башмак. (речке)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
Сели в ложку и — айда! — по реке туда-сюда. (лодку)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Учитель: А наш поезд прибыл к следующей станции. Она называется Стихотворово. Давайте прочитаем стихи, которые вы приготовили

1. Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых —
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.

5. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,

Это два!
Ну, а в третьих, я Лариске

Сам уже пишу записки.

И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»

6. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

7. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»

Зима в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!

Учитель: Нам пора отправляться дальше. Играем в игру «Слово рассыпалось» (Дети делятся на три команды, каждая команда получает конверт, в котором карточки со слогами. Каждая команда составляет слово и читает его. Получается предложение: Чтение – лучшее учение.)

Учитель: Следующая остановка «Загадкино»

Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Ой! Куда это меня занесло. Что у вас тут праздник. Какие дети нарядные и, наверное, очень умные. А попробуйте мои задания выполнить! Если выполните – улечу к себе в лес. А не выполните – заканчивайте свой праздник! Отгадайте-ка мои загадки!

1. Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа)

2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)

3. Отгадай что за вещица
Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки.

4. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

5. В этой узенькой коробке
Что это? (ручка) Ты найдешь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки-
Что угодно для души. (пенал)

Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела. Уходи скорей, Яга, разболелась голова.

Баба-Яга. Ух, какие умные тут дети! Придётся мне улетать в свой лес.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,

И однажды из болота,

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…(Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Вы подскажите, как звали её?

(Красная Шапочка)

3. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он ни птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется….(Чебурашка)

Учитель: Молодцы, а наш поезд остановился на поляне сказок. Предлагаю вам показать сказку «Репка». (Дети инсценируют сказку)

Учитель: Занимайте свои места. Наш поезд отправляется в гости к Азбуке.

Вот и последняя остановка. Кто же нас встретит на ней? (выходит королева Азбука)

Королева Азбука. Здравствуйте, дети!

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучите на «пять»

Без всякого труда.

А вы, наверное, первоклассники?

Учитель: . Да! И у нас большая радость - наконец-то мы научились читать!

Королева Азбука. Я вижу, что вы заметно подросли и поумнели. Я поздравляю вас, ребята, с праздником, с тем, что вы выучили и научились писать буквы, цифры, и хочу вручить памятные подарки (Вручает детям книжки)

Королева Азбука. Ну, вот наш праздник и подошел к концу. Сегодня вам предстоит проститься со мной.

Вот и подошел расставания час.

И грустно мне немного сейчас.

Но за вас я спокойна,

В жизнь войдете вы достойно.

Получайте знания приличные,

И отметки только отличные.

Многому еще вам предстоит учиться,

Не лениться, а трудиться,

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Ждут вас открытия важные,

Не робейте, а дерзайте.

И задачи вы решайте,

Сочиненья сочиняйте,

Знаньями всех удивите,

Верят в вас учителя и родители!

Учитель: Спасибо, Королева Азбука. Ребята приготовили для тебя стихи.

1. Буквы, слоги и загадки,

В доброй Азбуке живут,

По ступенькам постепенно

В царство сказок нас ведут

2. Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке спасибо

Расставаться нам пора!

3.Нам она свои страницы открывала,

Обучая, развлекая, веселя.

Нужных знаний нам дала немало!

И теперь мы лучшие друзья

4. Мы хотим сказать тебе спасибо,

Мы тебя за все благодарим!

Говорим мы тебе до свидания!

Здравствуй! Новой книге говорим.

5. Смех и слезы, радость и печаль,

Довелось нам испытать,

Но стараний наших нам не жаль

(дети исполняют песню «Чему учат в школе»)

Учитель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Перед вами лежит ещё длинная и трудная дорога по стране Знаний. И я желаю вам на этом пути удачи и побед!

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех.

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю вам до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Список использованной литературы

    Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука 1 класс. Ч.2. – М: «Просвещение» 20112. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.

    // Начальная школа №2, 2001

    // Начальная школа №12, 2002

    // Начальная школа №12, 2006

    // Пед Совет №6, 1996

    // Пед Совет №10, 1997

Ведущий : Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита. Умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Вот перед вами «Толковый словарь русского языка». Что вы можете сказать о его внешнем виде? (Очень объемная книга) А вот «Словарь иностранных слов в русском языке». Каков он на вид? (Очень толстый) А вот еще один словарь «Новые слова в русском языке». А о нем что вы можете сказать? (В нем тоже очень много слов) Слова в этих словарях не повторяются. Сейчас я положу эти три словаря друг на друга. Что вы можете сказать? (В русском языке слов очень много) И все эти слова составлены только из различных сочетаний 33 букв. Вы прочитаете очень много книг, пока будете учиться в школе. И для вас не останется незнакомых слов в этих словарях, если вы будете любопытны, старательны и станете стремиться получить как можно больше знаний. А сейчас прозвучат «Стихи о человеке и его словах» писателя и поэта Сергея Баруздина.

1-й ученик:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые. Суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

2-й ученик:

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету —

Слово — это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова...

Человек без дела —

Человек без слова!

Ведущий : Знакомясь с буквами и звуками русского языка, мы с вами прочитали на уроках внеклассного чтения очень много сказок. Я предлагаю вам игру. Вы должны отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь, затем взять воздушный шарик и повесить на протянутой леске. А затем посмотрим, что у нас из этого получится. Надеюсь, вы помните сказки лучше, чем девочка Параска.

Ученица:

Учитель спросил у Параски:

— Какие читала ты сказки?

Параска думает: «Ой-ой,

Я не читала ни одной!»

А сзади кто-то шепчет: «Репка».

Параска завопила: «Кепка!» (Э.Огнецвет)

(Ведущий читает по строчкам, дети отвечают и вывешивают воздушные шарики. Например: Айболит - А, Буратино — Б и так далее)

А — в Африке лечит зверей,

Б — к папе Карло спешит скорей,

В — зайца гонит до дверей.

Г — с Белоснежкой дружит,

Д — на листе зеленом по водоему кружит,

Е — на печке сидит, не тужит.

Ё — в клубок колючки прячет,

Ж - по болоту скачет,

3 — туфлю потеряла, плачет.

И — серого волка за собой ведет,

К — круглый, песню о себе поет,

Л — рыжим хвостиком метет.

М — умываться всем велит,

Н — «незнаньем» нас смешит,

О — по небесам скользит.

П — на спице над городом бьется,

Р — золотая в сеть к старику попадется,

С — весной водой разольется.

Т — дом для маленьких зверей,

У - «Серая шейка», лисы посмелей,

Ф — за посудой вдогонку помчалась скорей.

X — из кувшина появится вдруг,

Ц — смеяться не умеет, а только плачет вслух.

Ч — друг Гены-крокодила,

Ш — старуха с крысой всем вредила,

Щ — король, мышиный заводила.

Э — создания милейшие, живущие в цветах,

Ю — чудо, снующее в морях,

Я — плод, что Жар-птица уносит в когтях.

(Л. А. Обухова)

Ведущий : Что вы видите на этой леске? (Буквы алфавита расположились по порядку, только не хватает мягкого и твердого знаков) Я предлагаю прочитать стихи о русских буквах автора А. В. Кочергиной. Может быть, среди них отыщутся мягкий и твердый знаки?

(Стихи читают дети и выставляют нарисованные заранее картинки к стихам на магнитную доску или проецируют с помощью экрана мультимедиа)

С «А» азбука наша, друзья, начинается.

С буквами встреча для вас открывается.

Наш герой без всяких штучек

В букве «Б» увидел ключик,

Что когда-то подарила

Ему бабушка Тортила.

Завитушка-кренделек,

Он попал к нам на урок.

И теперь он в алфавите

Буквой «В» стоит, смотрите!

Встал по струнке уголок

В «Азбуке» моей, дружок.

Он не хочет быть углом,

«Г» его мы назовем.

Есть изба на курьих ножках

На неведомых дорожках.

Почему же та изба

Рядом с буквой «Г» и «А»?

Буква «В» мне объяснила:

Применялась злая сила.

Мы исправим это зло:

Буква «Д» у нас — «добро»!

«3» зеркально отразили —

Букву «Е» мы получили.

Завиточки, завиточки...

К букве «Е» прибили точки.

Куда дели букву Е?

Теперь Ё стоит, не Е!

Что за чудо?! Вот так да!

Страшный жук ползет сюда.

Среди букв остановился,

В букву «Ж» он превратился.

— Ой, Маришка, посмотри!

На странице цифра «три».

Как в слова она попала?

— Букву «3» я в ней узнала!

Я две палочки, дружок,

Соединил наискосок.

Ты внимательно смотри:

Эта буква — буква «И»!

Йогурт, Йемен, йод и йог:

Буква «И» дает урок.

Я отрезок взял, поставил,

Уголок к нему приставил.

И теперь из уголка

Получилась буква «К».

Наши палочки устали,

Ровненько стоять не стали,

Вот друг к дружке наклонились,

В букву «Л» оборотились.

Буквы «Л» я две поставил,

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем:

Эта буква — буква «М»!

Вот с подушками кровать,

Но на ней не будем спать.

Знает Настя и Арсен,

Что кровать та — буква «Н».

Знаем, Карлсон любит плюшки,

А Незнайка выбрал сушки.

И пока не понял, что

Взял не сушку, — букву «О».

В руки палочки возьми,

Да не две, а лучше три.

Две поставь, а третью

На них положим, дети.

Что за буква? Посмотрите

И ее мне назовите. (Буква «П»)

Вырезал флажок упорно,

Только вышел он неровно.

Но зато у нас теперь

Есть цветная буква «Р».

Ночью в небо я смотрел:

В небе каравай висел.

Кто потом его клевал?

Букву «С» кто рисовал?

Тесто, тучки, телефон,

Точки, танкер и тритон.

Как антенны, встали в ряд —

Буквы «Т» в словах стоят.

Молоток возьми, дружок:

Буква «Т» — тот молоток.

Среди букв стоит сучок

Или для пальто крючок.

И по правде вам скажу —

С буквой «У» всегда дружу.

Ножницы я в руку взял —

Букву «Ф» я в них узнал.

Буква «Ф» так нарядилась,

В пышный бантик превратилась.

Я его пришила к рюшке,

К платью маленькой Катюшки.

Повернул я плюс — ха-ха!

Он теперь не плюс, а «X» (ха).

На качели мы присели.

Что за странные качели!

Не качаются никак...

— Это буква «Ц», чудак!

Вот буква «Ч». А наш Егорка

Кричит дедуле:

— Тут четверка! —

Потом увидел он «четыре».

— Тут буква «Ч»! —

Кричит он Ире.

А теперь смотри, дружок:

В нашей строчке гребешок.

Не могу никак понять:

Что им можно расчесать? (Буква «Ш»)

Щетка есть, но вот беда:

Не чистят ею никогда.

Пусть в строй букв она вернется,

Буквой «Щ» всегда зовется.

Раз два слова: «сели», «съели» —

Друг на друга поглядели.

Не поймут те забияки:

Их отличье - в ТВЕРДОМ ЗНАКЕ!

Вот, ребята, мягкий знак

Держит палочку в руках.

— Мягкий Знак, ну не спеши!

Ты же станешь буквой «Ы»!

Этот знак — смотри, дружок,

— Примостился в уголок.

И теперь у нас не угол,

А для топки нужный уголь. (Мягкий знак)

Мастер наш, фотограф Петя,

Букву «С» застал в буфете.

Буква эта так крутилась,

Так смеялась и дразнилась,

Что потом на фото Петя Букву «С» уже не встретил.

Там — представьте вы себе! —

Получилась буква «Э»!

«О» — смотрите: вот дела! —

В руки палочку взяла,

На нее облокотилась,

В букву «Ю» оборотилась.

«Я» вперед поставит ножку

И закончит всю дорожку.

От начальной буквы «А»

Я до «Я» дошел, друзья!

Ведущий: Теперь у нас нашлись все буквы. И праздник наш продолжается.

(Дети исполняют танец, который они успели выучить на уроках хореографии или кружке)

1-й ученик:

Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,

Каждый знает свое место и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,

Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?

2-й ученик:

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

Но для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам.

3-й ученик:

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

4-й ученик:

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

5-й ученик:

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

6-й ученик:

Я бросила куклу, играть не хочу,

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала «трава» и «дрова».

«Дрова на дворе, трава на лугу».

7-й ученик:

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться.

(Показывает «Азбуку»)

8-й ученик:

Меня никак нельзя не знать,

Меня изучишь хорошо —

И сможешь ты тогда

Безо всякого труда.

(Показывает на выставку детских книг, организованную библиотекарем)

9-й ученик:

А в книгах есть про все, про все:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

10-й ученик:

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Ведущий: Милая «Азбука», ты, наверное, устала, пока детям помогала освоить грамоту. Посиди, отдохни, а ребята покажут, чему они научились.

(Дети поют песню о школе)

11-й ученик:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

12-й ученик:

Ель, топор, лопата, руки —

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

13-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темно лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

14-й ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

15-й ученик:

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ма», а вместе «мама»

К нам явились на урок.

16-й ученик:

Прапрадедовской порой

Стали буквы в четкий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

17-й ученик:

Был он прозван АЛФАВИТ

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

18-й ученик:

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

19-й ученик:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв — сестер родных?

Тридцать три!

А сколько люди

Могут слов сложить из них!

Ведущий : А как много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди. Каждый из вас приготовил пословицу или поговорку о слове, языке, общении, культуре речи.

Без языка и колокол нем.

За словом в карман не полезет.

По речи узнают человека.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Слово — ключ, которым открываются человеческие сердца.

Язык царствами ворочает.

Словом человека не убьешь.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Ласковое слово и кость ломит.

Разговор дорогу коротает.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Слово горы ворочает.

Доброе слово окрыляет.

Хорошее слово всегда к месту.

Доброе слово железные ворота отпирает.

Доброе слово человеку - как дождь в засуху.

Не спеши языком, торопись делом.

Будь своему слову господин.

Где много слов, там мало толку.

Меньше говори, да больше делай.

За худые слова слетит и голова.

Умей пошутить, умей и перестать.

Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.

(Дети исполняют песню «Чему учат в школе»)

Ученица:

Да сохранит нас, за все отвечая,

Речи родимой бескрайняя даль,

Слово — лиловый огонь Иван-чая,

Из-за которого жизни не жаль.

19-й ученик:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком —

Это потому, что я владею Русским неохватным языком.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Поздравляем грамотеев,

До счастливых новых встреч!

Книг прекрасных очень много,

Постарайтесь их беречь.

(Слово предоставляется библиотекарю школы, администрации, родителям. В подарок дети получают красочно оформленные книги)

Сценарий внеклассного мероприятия

«Прощание с азбукой»

подготовила

учитель начальных классов

Дрожжина Ольга Николаевна

МКОУ Амурская СОШ

2013г

Цели:

развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми; развивать мыслительные операции в ходе игры;

воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!

Ход мероприятия:

Ведущий. Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв которые могут составить сотни тысяч слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.

Песня «Чему учат в школе»

Стихи:

1. Мы сегодня очень рады,

Всем ребятам, папам, мамам.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых -

И серьезных, и веселых.

Первый класс, первый класс,

Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас шестилетки,

Пусть не ставят нам отметки.

Не ведем мы дневники,

Все же мы ученики.

5. Любим светлый, чистый класс,

Это раз!

Здесь читаем мы слова,

Это два!

Ну, а в третьих, я Устинке

Сам уже пишу записки.

И бабуля говорит:

«Мой внучонок вундеркинд!»

6. Тому, кто хочет много знать,

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звезды, ивы вдоль реки,

Не обойтись без Азбуки!

7. Я с этой книжкой первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

Весна в воздухе кружится.

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься!

Азбука:

Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Без всякого труда.

Ведущий:

Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!

Азбука: - Спасибо за приглашение!

Ученик: Азбука, а почему тебя так назвали?

Азбука: Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше

Букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось моё

Название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука. (садится)

Ведущий:

Дорогие, гости! С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем и соблюдаем?

(Ученики читают на экране правила поведения в школе)

Ученик:

1 Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит в класс.

Ученик:

2 Нельзя на уроке,-

Послушай, дружок,

Жвачку жевать

И кусать пирожок.

Ученик

3 Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно

Ученик:

4 Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь

Ученик:

5 Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Ведущий:

Буквы – значки

Как бойцы на парад

В четком порядке, построены, в ряд

Каждый в условленном месте стоит

И называется … (хором) - Алфавит!

Ведущий: А почему буквы разного цвета?(Гласные. Согласные. Не обозначают звука)

МОЛОДЦЫ! С этими буквами много хлопот, уж такой они народ. Но если мы поставим их толково, то составим из них слово. (учебник. Портфель)

(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетый пятиклассник)

Нехочуха:

Ой! Куда это я попал?

Ведущий:

Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?

Нехочуха:

Я – Нехочуха! Знаете такого? Помните такого? А вы что тут делаете?

Ведущий:

Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.

Нехочуха:

Я тоже хочу на праздник.

Ведущий:

Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?

Нехочуха:

Я нигде не учусь!

Ведущий:

Нехочуха:

А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!

Ведущий:

Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране.

Нехочуха:

Не знаю и знать ничего не хочу!

Ведущий:

Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?

(Ответы детей)

Ученик:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

“Прочти, пожалуйста, прочти!”

Не надо умолять сестрицу:

Ну, прочитай еще страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

Ведущий:

Нехочуха! Не хочешь ли ты поиграть с нами?

Сегодня у нас праздник, поиграем в игру.

1. «Подскажи словечко». Назови рифму.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот) . рифма…..

Михаил залез на дуб

Чтобы врач не вырвал… (зуб) . рифма ….

В реке большая драка

Поссорились два…(рака) . рифма ….

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф) . рифма …..

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по … (животикам) . рифма …..

Ведущий: Нехочуха, тебе понравилось?

2. Игра «Сколько слогов?»

На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Если верно, хлопаем в ладоши, если нет молчим.

3. Игра «Буква заблудилась»

Послушайте, что здесь написано: (читает)

1 Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной! (двери – звери)

2 Говорят, один рыбак

В печке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (дом – сом)

3 Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами. (лук-жук)

4 Тает снег, течёт ручей,

На ветвях, полно грачей. (врачей –грачей).

(Дети сразу исправляют ошибки).

Ведущий:

Молодцы, ребята! И Нехочухе тоже понравилось, как я вижу.

Учитель . Вот и прекрасно, учиться – всегда пригодиться. Это даже очень интересно. А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении. (На доске крепим буквы: р, ж, д, у, б,а).

1. Ут р ом на т р аве р осою

Эта буква заблестит,

А под вече р на к р ылечке,

Р ядом г р омко за р ычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,

Как оса у ж алить мо ж ет.

Ну, а в мае на березе

Ж ук её узнать помо ж ет. /Ж/

3. С этой буквой, д обрым утром,

Д олгою д орогой в дом.

Д ень за д нем назло не д угам,

Д аже по д д ождем и д ем. /Д/

4. Эту букву паровоз

На своей трубе привез

Губы вытяни в трубу

И получишь букву /У/

5. Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан.

И бодает буква букву

Будто баловник баран. /Б/

6. Эта буква знаменита -

Стоит в начале алфавита. /А/

Учитель

Вот все буквы перед вами

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами,

В слово буквы все собрать.

ДРУЖБА. Исполняется песня «Дружба»

Ведущий: Можно вас назвать дружными ребятами? Сейчас проверим! Дружно отремонтируйте скороговорки, пословицы.

(озорница единицу ученица получила) . Ученица озорница получила единицу.

(сегодня был зол осёл он ослик узнал что он). Ослик был сегодня зол –

он узнал, что он – осёл.

(книга людей тысячу одна учит). Одна книга тысячу людей учит. Что это значит?

Какие другие пословицы вы знаете?

Молодцы. За всё это нужно сказать спасибо АЗБУКЕ.

Умеете ли вы разгадывать ребусы?

Пробуем разгадать.(бабочка. Мороз. Булка). МОЛОДЦЫ!

А Нехочухе было трудно, так как он этого ничего не знает.

Нехочуха:

Да, ребята сами читали, разгадывали, а я только слушал и мне было как–то не по себе.

Ведущий:

(Слайд с изображением пословиц.)

Какой вывод для себя сделали дети?(Высказывания детей)

Ведущий:

Дорогой, Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?

Нехочуха:

Нет! Я понял, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!

Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.

Азбука: Конечно, можно!

Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

Спасибо, мамочка, тебе

За все заботы обо мне.

За то что в школу я хожу,

За книгу, что в руках держу.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

Ведущий: Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас мы, проверим, вспомнят ли они названия сказок.

«Снежная принцесса» - это правильно? ……«Снежная королева»

«Илья–царевич и серый волк» –…………… «Иван–царевич и Серый волк»

«Мальчик и Карлсон» – …………..«Малыш и Карлсон»

«Гадкий цыпленок» -………… «Гадкий утенок»

Ведущий: Молодцы мамы! Экзамен сдан!

Молодцы, первоклассники!

Вы прочли Азбуку до корки,

Вам по чтению пятерки!

Позади нелегкий труд,

Слогового чтения.

Вам сегодня выдаю – Удостоверения!

В том, что Азбуку прочли!

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки

Вы прочтете любые книжки.

Вручение Удостоверений.

Дети.

1. Мы прочтем любые книжки,

Разберемся в словаре.

Потому что всюду буквы,

Те же, что и в Азбуке.

2. Мы хотим сказать тебе спасибо!

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы До свидания!

Здравствуй! – новой книге говорим!

Азбука:

Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга - литературное чтение.

(Входит Литературное чтение).

Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни.

Где взял меня – туда верни.

Запомни я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Азбука: - До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)

Ведущий: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение . Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!

Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Я благодарю всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.

Чему учат в школе.

1 Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2 К четырём прибавить два

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

3 Рисовать квадрат и круг

Знать где север, а где юг

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе


Сценарий праздника в 1 классе «Прощание с Азбукой»

Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие «Прощание с Азбукой!»

Задачи:

    Торжественно попрощаться с первой учебной книгой «Азбукой», включить учащихся в творческий процесс, развивать внимание, память, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом.

    мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;

    развивать интерес и любовь детей к чтению книг;

    воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

    способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Ход праздника:

Звучит песня в исполнении учащихся «Чему учат в школе»

Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – «Русской Азбукой».

Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.

В середину класса выходит девочка «Русская Азбука», справа – первоклассник с букетом цветов.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,

В поле колос налился пшеничный,

В огороде урожай поспел –

Значит, праздник близится отличный!

Надеваю брюки и жилет,

От волнения сердечко ноет,

Мама приготовила букет –

Подарю учительнице в школе.

Русская Азбука:

Ждёт с волнением и девчонок, и мальчишек,

Книга скромная – «Русская Азбука».

Среди ярких толстых книжек

Эта книга всем нужна: учит грамоте она.

Обращается к первокласснику

Хочешь многое узнать – научись, малыш, читать!

Первоклассник (недовольно отвернувшись)

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти,

Нужен этот первый класс.

Ухожу домой сейчас,

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет

Грамотою не владеешь-

Подключаться толку нет.

Насмешишь весь белый свет!

Ученик:

Как же так? Ведь я читаю!

Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р):

Эту тоже?

Ученик:

Ну а как же!

Скажет каждый во дворе-

Перед нами буква Ре.

Р:

Я не « ре», не « ре», не « ре».

Хоть пишусь я во дворе.

Ты меня найдешь в горах.

Тундре, речке, берегах.

Рокочу я громким громом Вот тигриным, например,

Мое имя- буква «Эр».

Ученик (смущенно):

Извините, я не знал,

Но я правильно читал.

Буква Р уходит.

Азбука: Я пришла к вам в гости не одна, 33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?

Все дети: Буквы!

Учитель: Сейчас мы послушаем стихи, которые вы учили о них.

А: Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Б: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В: В алфавите, в букваре

Третья – это буква В.

С тонкой палочкой две дужки,

Рядышком сидят подружки.

Г: Вот перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Д: Буква Д, как дом на ножках,

Есть труба с дымком, окошко.

Е: На странице в букваре

Проживает буква Е

Три ступеньки вверх ведут,

Никого не подведут.

Ё: Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж : Стала снежинка буквой Ж,

Солнце её не растопит уже!

З: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

И: На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Й: Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Букву Й зовут « И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

К: На дереве веточка низко склонилась,

И вдруг в букву К она превратилась.

Л: Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М: Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н: На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

О: В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла.

П : Влез на букву озорник:

Он решил,что П – турник.

Р: Буква Р – на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

С : Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над лесом.

Т: Т – антенна выше крыши,

Всё увидит, всё услышит.

У: У – сучок.

В любом лесу ты увидишь букву У.

Ф: Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

Х: Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.

Ц: Вот такая буква Ц –

С коготочком на конце

Коготок –царапка,

Как кошачья лапка.

Ч : Да,вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш: Посмотри на букву Ш:

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Щ: На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Ъ: Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик –твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Ы: Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.

Ь: Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Э: Это – Э,

С открытым ртом

И большущим языком.

Ю: Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась …буква Ю.

Я: Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Я буква, слог и слово.

Все буквы поют песню:

Песня:

1 куплет

Праздник, праздник п разднуем семьей.

Праздник, праздник к нижки золотой.

Буковки! Буковки! Весело кричат.

Двадцать трое умненьких ребят.

Припев: Звуки согласные, гласные,

Столько лет, столько лет вместе

Звуки согласные, гласные

Дружно поют эту песню.

2 куплет

В эту книгу с детства влюблены.

Мамы, папы и, конечно, мы.

Очень любим книжки мы читать.

Мы желаем все, всё на свете знать.

Припев:

3 куплет

В праздник, в праздник книги дорогой.

Ей желаем жизни золотой.

Мы поднимем дружно руки вверх,

Знаем впереди, ждет нас всех успех .

Припев.

Дети садятся на свои места.

Учитель: Что-то родители наши засиделись, заскучали. Ребята, а не устроить ли нам конкурс знаний для ваших мам и пап, бабушек и дедушек?

Стала петь мышонку щука-

Не услышал он ни звука.

Разевает щука рот,

А не слышно,что поет.

(Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон.

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны.

(Маршак «Вот такой рассеянный»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

(Чуковский «Мойдодыр»)

Ох, нелегкая эта работа-

Из болота тащить бегемота.

(Чуковский «Телефон»)

Весна, весна на улице.

Весенние деньки.

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

(Барто «Веревочка»)

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал щенок.

Два часа его звала.

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

(Михалков «Мой щенок»)

Молодцы. Справились с этим заданием.

(Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.)

Незнайка: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

Буратино: (огорчённо): Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.

Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.

1 – ряд: РО- ТА- ЧУ- ЩА- СВЕ- ЧА- КРИ- ЩУ

(роща, свеча, кричу, тащу)

2- ряд: ТУ- КРУ- ЧУ- ЧА- ЩА- ПИ- КА- ЩУ

(туча, кручу, чаща, пища, щука)

3- ряд: УГО- ЧА- МОЛ- ЩУ- ЧУ- КУ- ЧА- ЩА

(угощу, молчу, куча, щука)

Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принёс вам слова?

Ответы детей: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У, ЧА-ЩА пиши с буквой А!

Незнайка: А что вы можете сказать об этих согласных буквах?

Ответы детей: Ж и Ш всегда твердые, Ч и Щ всегда мягкие!

Учитель:

Знаю, любите вы сказки,

Ведь они нам так нужны.

Я проверю ваши знанья,

Оправдайте ожиданье.

Мое первое слово, ваше – второе,

Так мы узнаем имя героя.

Итак, внимание! Начинаем,

Имя дружно называем!

Царевна- Лебедь

Змей – Горыныч

Иванушка – Дурачок

Добрыня – Никитич

Иван – Царевич

Карабас – Барабас

Лиса – Алиса

Мальчик – с пальчик

Петушок – Золотой гребешок.

Молодцы, ребята!

Ведущий.

Кто сказал – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде;
Если любят их в народе?!

Послушайте наши школьные частушки.

Мы собрали пап и мам.
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую нашу книжку
Одним махом «проглочу»!

Топни ножка-нога,
Топни правенькая.
Я всю Азбуку прочла,
Хоть и маленькая.

Не печалься, Азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.


Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Азбука:

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели. Возмужали.

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас.

Вы отлично отвечали

Все загадки отгадали.

С вами я хочу проститься,

Обещайте не лениться.

Старших слушаться всегда,

А шалить лишь иногда.

Ах! Забыла я, друзья,

Что представить вам должна,

Кто на смену мне придет,

Дальше вас учить начнет.

Русский язык:

Я люблю учить детей,

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Очень важно, скажем, знать,

Где поставить мягкий знак.

Как вам написать МОЕ

Через А иль через О

Ничего от вас не скрою,

Все секреты вам открою.

Чтение:

Вам мое почтение!

Я – «Книга для чтения».

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Буратино:

Пушкин, Лермонтов, Толстой,

Да, учебник непростой,

Так много интересного,

Пока мне неизвестного.

Чтение:

Я от Азбуки слыхала,

Что вы знаете немало,

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Хорошо надо читать.

(Песня на мотив «Пусть бегут неуклюже»)

Пусть бегут неуклюже,

Первоклашки по лужам.

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает,

Лучший друг наш, веселый звонок.

Мы чуть-чуть уж повзрослели

Научились мы читать.

Подросли и поумнели

Нас теперь и не узнать.

Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке

В выходные устали стоять.

Дома скучно ужасно,

Ну а в школе прекрасно,

Снова будем писать и читать.

Подведение итогов всей работы. Награждение дипломами и похвальными грамотами.