Продолжения Толкина. Ник Перумов, Ниэнна и другие




Ник Перумов

Черное копье

Дрогнет Запад, и дрогнет Восток

Сила, Сила в Руке.

Девять Звезд - Синий Цветок,

Синий Цветок на Клинке.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. ЗА КАРН ДУМОМ

Жирный черный дым бесформенными косматыми клубами медленно поднимался из долины, и едва эти клубы достигали вершин окружавших долину холмов, как упорно дувший уже третий день жесткий северо-восточный ветер рвал их в мелкие клочья. Однако стоило ему ослабить свой напор хотя бы на миг, и дымный столб тотчас добирался до низких серых туч, затягивавших все небо; и был этот дым настолько плотен и жирен, что вобравшие его в себя облака постепенно меняли цвет, становясь словно вывалянными в жидкой осенней грязи. Но ветер не затихал, после минутного ослабления он принимался дуть еще с большей силой, и тогда у Фолко начинали стучать зубы.

Друзья сидели у небольшого костра, разложенного среди обросших зелено-голубоватым мхом серых плоских камней, поставленных стоймя какой-то исполинской рукой; в их острых краях злобно и тонко выл ветер, точно голодный июньский комар. Расседланные пони понуро бродили по каменистому сероватому склону, разыскивая редкие пучки желтоватой пожухлой травы. Малыш зябко кутался в плащ и жалобно хлюпал носом, угрюмый Торин уже в сотый раз проводил правильным камнем по лезвию своего блестящего топора, и без того никогда не знавшего даже малейшего следа ржавчины, хоббит подбрасывал хворост в костер да от нечего делать провожал взглядом неторопливо ползущие вверх черные космы.

Шел ноябрь, осень уступала место предзимью; здесь, на севере, в дне пути от Ангмарских Гор, уже вовсю гуляли холодные ветры. Северо-восточные были хоть и студенее, но суше, а вот когда налетал северо-западный, то уже не помогали никакие костры. Ледяной липкий холод пробирался в мельчайшие щелочки, и хоббит никак не мог согреться. Уныло гнулись давным-давно облетевшие местные березки, чахлые, слабосильные, их тонкие черные ветви словно в отчаянном усилии цеплялись за что-то невидимое - может, за уходящее теплое время?

Фолко помешал булькавшее в котелке варево. Давно уже он забыл те времена, когда в столовую Бренди-Холла медленно и торжественно вносилась голубая супница, испускающая сладостные ароматы, и тетушка большим серебряным половником разливала горячую дымящуюся жидкость по фаянсовым тарелкам, не жалея ни мяса, ни овощей со дна... Фолко усмехнулся. Теперь он привык мешать в котелке наспех обструганной веткой - такой же, какая была и сейчас у него в руках.

Их походная пища - суп не суп, каша не каша, жаркое не жаркое - все вместе! - собственное изобретение хоббита, необычайно простое, быстрое и сытное - еще не поспела, и он вновь отвернулся от костерка, лениво следя за копошащимися в долине воинами, что суетились возле пожарища. Арнорские дружинники дожигали там остатки мрачного ангмарского острога; левее, на господствующей высоте, вперемешку с людьми мелькали низкие коренастые фигурки гномов - по приказу Наместника там сооружали каменную дозорную башню для арнорского сторожевого поста.

Долго мы еще тут гнить будем?! - не выдержал Малыш, шумно шмыгая носом. - Где этот Рогволд?! Где обещанный припас?! Каждый час дорог!

Фолко досадливо поморщился, Торин в сердцах сплюнул. Они прошли с войском Наместника и охочими гномами (жадных до драки тангаров набралось больше восемнадцати сотен) через весь Ангмар, стараясь напасть на след остатков воинства Олмера, ускользавших, точно стремительная болотная гадюка. Когда передовые отряды дружинников подошли к рубежу Ангмара, то вместо стрел и копий северных удальцов их встретили седобородые старейшины, жалобно рыдавшие и молившие о пощаде женщины да визжащие от страха дети, а отдельно от них к лагерю Наместника стали стекаться ангмарские мужчины - крепкие, кряжистые, чернобородые, совсем не злобные и не страшные; низко кланяясь победителям, старейшины в один голос уверяли, что у них и в мыслях не было воевать с Великим Королевством; напали на Арнор худые изгои, проходимцы, люди без роду и племени; и отвечать за них Ангмар не может.

Ты видишь, о могучий, никто из наших мужчин не ходил к Форносту, умоляюще глядя снизу вверх в невозмутимое и непроницаемое лицо Наместника, говорили они. - Вот они все перед тобой, и, хотя на нас нет никакой вины, мы молим - укажи, чем нам заслужить прощение Великого Соединенного Королевства?

Хоббит скривился и тряхнул головой, вспоминая эту сцену, за которой затаив дыхание следило все войско. Примет Наместник настойчиво предлагаемый ему мир - и у них появляется шанс настигнуть уцелевших зачинщиков еще в Ангмаре, нет - придется выковыривать этих упрямцев из их горных укрывищ, и кто знает, сколько придется положить на это жизней?

Наместник принял мир. Он наложил дань на Ангмар, обязал старейшин выдать заложников, сложить оружие: мечи, секиры, брони, шлемы, особенно арбалеты, оставляя лишь луки для защиты стад от волков; а также выделить отряды для постройки наблюдательных постов на перевалах Ангмарских Гор. Потребовал он и поимки скрывшихся бунтовщиков, но старейшины лишь еще ниже гнули такие жесткие, не умеющие кланяться спины и твердили одно: мол, все дерзкие налетчики, не задерживаясь, прошли через Ангмар к перевалу, искать их нужно за Карн Думом. Разослав отряды по главным селениям Ангмара, Наместник с отборной дружиной и гномами бросились в погоню за беглецами по едва заметным следам на узких горных тропах. Преследовать их оказалось куда как нелегко - случались и обвалы, и невесть откуда взявшиеся стрелы находили неудачливого арнорца, беспечно снявшего шлем; вдобавок Олмер, уводя своих в неведомые пространства за Гундабад, разделил войско на десятки мелких отрядов, шедших разными дорогами. Мало чего удавалось добиться и от местных жителей - несмотря на изъявления покорности, в каждой деревне их встречали злобные, ненавидящие взгляды, что бросали исподтишка им вслед поднявшиеся с колен ангмарцы. И если бы не опыт искусных следопытов, таких, как Рогволд, им никогда было бы не разыскать след исчезнувших конных сотен Олмера. Его пехота была большей частью перебита в первом же бою, вырваться из смертельных объятий хирда удалось немногим; уцелевшие же почти все либо попали в плен, либо разбежались кто куда, кроме орков. Эти, оставив на поле битвы почти три четверти своих, не бросили Олмера, и на редких попадавшихся преследователям стоянках встречались то грубый, окованный железом орочий башмак, то тяжелый расколотый щит с едва различимой Белой Рукой; а однажды передовой дозор притащил в лагерь мертвого орка - по всей видимости, раненного и добитого своими же. Обнаружили себя и хазги. Несколько раз их толстенные, не знающие промаха стрелы выбивали из седел арнорских дружинников; видели и их самих, отходивших самыми последними.

Текущая страница: 1 (всего у книги 111 страниц)

Ник ПЕРУМОВ
Кольцо Тьмы. Трилогия

Эльфийский клинок

Дрогнет Запад, дрогнет Восток

Сила, Сила в руке,

Девять Звезд – Синий Цветок,

Синий Цветок на клинке.

Часть I
Глава 1.
ХОББИТ И ГНОМ

К вечеру затянувшие всё небо тучи неожиданно разошлись, алый солнечный диск, точно в перину, опускался в сгустившиеся туманы, что сливались у горизонта с легкими, воздушными облачками. На багровом четко вырисовывались острые чёрные вершины Лунных Гор. Наступал тот короткий час в летние хоббитонские вечера, когда долгий день ещё не до конца уступил место сумеркам, однако очертания предметов уже приобрели необъяснимую, таинственную расплывчатость: дерево предстает диковинным зверем, куст – скорчившимся в три погибели гномом, а дальний лес кажется прекрасным эльфийским замком. Даже вечерние крики петухов становятся мягче и благозвучнее.

Над недавно убранными полями властвовал легкий серебристый туман. Выплеснувшись из низин и оврагов, он растекался окрест, превращая одиноко стоящие столетние дубы в тёмные острова посреди белесого призрачного моря. В окнах разбросанных тут и там ферм постепенно гасли огни – хозяева укладывались спать. Ухнул филин, мелькнула стремительная тень козодоя. На мосту через Брендивин заперли ворота. Южнее, в Бэкланде, на высокую сторожевую вышку во дворе Бренди-Холла, вскарабкался часовой-хоббит с луком и полным колчаном стрел. Поправив сигнальный рожок у пояса, он принялся мерить шагами ограждённую толстыми бревнами дозорную площадку. В нескольких милях к востоку угрюмо темнела сплошная стена Старого Леса, протянувшегося далеко на юг и восток. Караульщик поплотнее закутался в шерстяной плащ и опёрся на перила, вглядываясь в стремительно поглощаемую сумраком даль. Позади первых деревьев Леса ещё угадывался просвет Пожарной Прогалины, но и его быстро заливал сумрак. На небе высыпали по-осеннему яркие звёзды.

Караульщик на вышке обернулся, внезапно заслышав легкие шаги во дворе усадьбы. Из боковой двери вынырнула небольшая даже по невеликим хоббитским меркам фигурка, приоткрывшая ворота конюшни и тотчас же юркнувшая внутрь. Вскоре хоббит вывел осёдланного пони, сел на него и не торопясь потрусил к ведущей на север дороге. Туман быстро поглотил его.

«Ну что ж, обычное дело, опять этот чокнутый по ночам шляется! – Караульщик ухмыльнулся и сплюнул. – Совсем, видать, задурил себе голову этими сказками!.. Начитался Красной Книги, и вот вам, пожалуйста… Что, лавры Мериадока Великолепного покоя не дают? Уж сколько лет минуло: поди, три века будет… И старый Бильбо, и племянничек его, Фродо, за Море ушли… Чего теперь-то? И эльфы уплыли, говорят, и гномы куда-то сгинули… Люди и те стороной нас обходят… Чего ему неймётся?»

Мысли караульщика текли неспешно, лениво, как и само тягостное, от прошлых времен оставшееся дежурство…

Пони неспешно рысил по наезженной, давно известной дороге. Впрочем, известной ли? Ночь властной рукою смыла обыденные краски, дав на время иную личину каждому предмету и каждому живому существу. Хищно тянутся с обеих сторон к всаднику узловатые ветки, точно змеи, норовят зацепить за плечи, вырвать из седла… Куст вырастает на глазах, разворачивается, распухает – не иначе как из зелёных глубин появится сейчас какая-нибудь тень с фонариком в бесплотной, бестелесной руке. Надо уметь ответить. На поясе у хоббита висел взятый тайком от старших заветный гондорский клинок – тот самый, что носил ещё сам Великий Мериадок. С таким оружием бояться нечего – от одного его вида должна бежать любая нечисть.

Цок-цок, цок-цок. Все гуще тьма; тени вдоль дороги выстраиваются в длинные ряды. Хоббиту кажется, что он узнаёт их. Вот – разве не стройный эльф-воитель приветственно машет ему рукой? Или разве вон там не оперся на тяжёлый боевой топор неунывающий гном, беспечно раскуривший трубочку?..

Хоббит давно бросил поводья, и пони брёл сам по себе… Ничего не было лучше этих одиноких прогулок летними ночами, когда оживают старинные сказки и предания, когда в любую минуту ожидаешь нападения, когда рука сама тянется к эфесу…

Под развесистыми вязами дорога делала крутой поворот. Здесь было самое страшное место. Слева сквозь заросли пробивался призрачный блеск глубокого, тёмного пруда, окружённого густым ивняком. Здесь всегда собирались ночные птицы: их странные, непривычные для хоббитского слуха голоса раздавались особенно громко. Но для замершего в седле хоббита это свистела и гукала глумливая свита Девятерых, возвещая их скорое появление. Хоббит закрыл глаза и представил их себе: чёрные кони, точно сотканные из мрака, в плотных наглазниках – внутри их горит колдовской огонь, их взгляды нельзя выпускать наружу – мчатся, мчатся сквозь ночь, ветер рвёт чёрные плащи Всадников, бьются о бёдра длинные бледные мечи, от которых нет ни защиты, ни спасения, неистовой, нелюдской злобой горят пустые глазницы, а чутье жадно ищет запах свежей крови… Вот-вот свита умолкнет, заросли бесшумно раздвинутся, и хоббит окажется лицом к лицу с Предводителем Чёрных Всадников. Жутко и заманчиво! Заманчиво оттого, что в глубине души хоббит знал: ничего подобного не случится, кусты останутся недвижными, и, спокойно миновав это место, он повернёт назад, чтобы успеть выспаться перед трудным, полным домашних хлопот днем. Будет обычно размеренная жизнь, в которой всё известно заранее и ничто не изменится и измениться не может…

Пони внезапно всхрапнул и остановился. В освещённом лунным светом проёме между стволами возникла коренастая фигура, на две головы выше хоббита. Неизвестного окутывал плотный плащ, так что видна была только отставленная в сторону рука с длинным посохом.

Волосы у хоббита встали дыбом. Его охватил леденящий сердце ужас, голос пресёкся, крик умер на губах… Неизвестный сделал шаг вперёд. Пони попятился, дёрнулся – и потерявший равновесие хоббит покатился в придорожную траву. Раздался торопливый перестук копыт – пони проворно удирал куда глаза глядят. Забыв обо всём на свете, хоббит перекатился на живот и вскочил, обнажив меч. (Сколько раз у себя в комнатке он гордо выхватывал его из ножен, воображая, что сражается с орком или троллем!) Оружие тускло блеснуло, придав хоббиту храбрости.

– Эй, приятель! Ты что, белены объелся? Спрячь клинок! – раздался из темноты спокойный, чуть гортанный голос.

– Не подходи! – взвизгнул хоббит, отступая и выставив перед собой меч.

– Стой спокойно! Сейчас огня высеку. – Неизвестный нагнулся, что-то собирая на обочине. – Да убери же свой кинжал!.. Кстати, откуда он у тебя? Волнистый узор… рукоять с зацепом… Гондорский никак?

Что-то сухо щёлкнуло, блеснуло, и появился тонкий язычок живого огня. Пламя быстро разгоралось, осветив лицо незнакомца, наконец откинувшего капюшон. Хоббит с облегчением перевёл дух. Гном! Самый настоящий гном, точь-в-точь такой, как описаны они в Красной Книге! Плотный, широкоплечий, румяное лицо обрамляет окладистая борода, нос картошкой… За узорным широким поясом – тяжёлый боевой топор, за спиной приторочена кирка.

– Так ты гном? – Хоббит немного успокоился, но меча не опустил. – Откуда ты здесь? Куда идёшь? Что ты ищешь?

Он продолжал пятиться, и в затылок ему уткнулись жёсткие ветки придорожного кустарника.

– Иду с Лунных Гор. – Гном возился с костерком, подкладывая в огонь сухие веточки. – Новые рудные жилы ищу. Сейчас вот хожу по вашей Хоббитании, был в Хоббитоне, в Делвинге был, теперь вот в Бэкланд иду… Мне усадьбу Брендибэков с того берега указали, говорят, там переночевать можно…

– А что же они уложить тебя не могли? – подивился хоббит, вкладывая меч в ножны.

Страх прошёл, оставалось любопытство и какое-то неясное разочарование: всего-навсего гном… Впрочем, и гномы-то теперь почти перестали захаживать в Хоббитанию.

– В «Золотом Пестике» битком набито, – отозвался гном.

– Так что же мы тут стоим? – спохватился хоббит. – Пойдём, я как раз в этой усадьбе живу. Переночуешь, а завтра – куда угодно будет. Идём! Тут недалеко… Правда, пони сбежал, вот незадача. Ищи его теперь…

– Так ты из Брендибэков? – Гном вдруг поднялся и с острым интересом глянул на хоббита. – Ну давай знакомиться. Торин, сын Дарта, а родом я с юга Лунных Гор.

– Фолко, Фолко Брендибэк, сын Хэмфаста, – к вашим услугам. – Хоббит церемонно поклонился, и гном ответил ему ещё более низким поклоном.

– Сейчас пойдём, – сказал гном. Он тщательно затоптал только что с таким старанием разведённый костер, потом закинул за спину увесистую котомку и зашагал рядом с хоббитом по вновь погрузившейся во мрак дороге. Только теперь она не казалась хоббиту ни волнующей, ни опасной… Они молчали. Тишину первым нарушил Торин:

– Скажи, Фолко, правда ли, что у вас в Бренди-Холле хранится одна из трёх копий знаменитой Красной Книги?

– Правда, – несколько озадаченно ответил юный хоббит. – И она, и много еще…

Он вдруг осёкся, вспомнив предостережения дядюшки Паладина: «Никому не рассказывай, что у нас хранится много рукописей, привезённых Великим Мериадоком из Рохана и Гондора!» Дядюшка никогда не объяснял, почему нужно поступать именно так; обычно он подтверждал весомость своих слов звонким подзатыльником.

– И много ещё чего? Ты это хотел сказать? – подхватил гном, заглядывая хоббиту в лицо. Тот невольно отвернулся.

– Ну, что-то вроде этого, – нехотя буркнул он.

– Скажи, а ты читал эти книги? – не отставал гном.

Хоббит заколебался. Рассказать всё этому странному гному? Рассказать, что он единственный, кто за последние семь лет входил в Библиотеку? Рассказать, как ночи напролёт проводил он, склонившись над старинными фолиантами, пытаясь разобраться в событиях невообразимо далекого прошлого? Рассказать, что он заслужил себе дурную славу хоббита «не от мира сего»? Нет, не сейчас, да и неловко как-то говорить такое первому встречному…

Они подошли к воротам усадьбы. Пони так и не появился.

«Лазай завтра по оврагам и запольям, ищи дурака этого, – уныло подумал хоббит, – да ещё уши надерут…»

Он совсем загрустил.

Фолко толкнул калитку и вошёл, не обращая никакого внимания на окрик. Однако Торин остановился и, вежливо поклонившись, сказал, обращаясь к неясной фигуре на вершине караульной вышки:

– Торин, сын Дарта, гном с Лунных Гор, – к вашим услугам. Прошу вашего любезного разрешения заночевать под этим гостеприимным кровом, известным далеко за пределами вашей прекрасной страны! Смилуйтесь над уставшим путником, не оставляйте его под открытым небом!

– Не обращай на него внимания! – зашипел Фолко, хватая гнома за руку. – Иди, и всё тут, пока он весь дом не поднял на ноги! Ну давай!

– Эй, Крол, что тебе неймется? – крикнул Фолко караульщику. – Он со мной, и всё в порядке. Как бы твоя трубка не погасла за разговорами! Хоббит решительно потянул гнома через двор.

– Всё завтра дядюшке скажу! Завтра дядюшка всё узнает! – завопил обиженный Крол. – Он тебе покажет…

Но в этот момент хоббит со своим странным спутником уже скрылся в недрах, огромного лабиринта усадьбы. Караульщик ругнулся, плюнул… а потом поправил соломенный тюфяк, устроился на нем поудобнее, и вскоре дозорную площадку огласило сладкое посапывание.

По длинным коридорам Фолко и Торин прошли мимо бесчисленных низких дверей в западную часть усадьбы. Облепившие склоны холма бревенчатые срубы в три яруса нависали над берегом Брендивина, образуя нечто похожее на пчелиные соты. Здесь обычно селилась холостая молодежь, пока не обзаведшаяся семьями.

Фолко толкнул одну из дверей, и они вошли в небольшую комнату с двумя круглыми окнами, выходившими на реку. Усадив гостя в глубокое кресло у камина и раздув огонь, Фолко засуетился, собирая на стол.

В закопчённом камине заплясали рыжие язычки пламени, озарившие стены, небольшую кровать, стол и – книги. Книги занимали всё свободное место – они заполняли углы, лежали под кроватью, громоздились на каминной полке. Старые увесистые фолианты в кожаных переплетах…

Фолко принёс хлеба, сыра, ветчины, масла, зелени, вскипятил чайник и достал откуда-то из тайника початую бутылку красного вина. Гном ел торопливо, и Фолко, чтобы не мешать гостю, отвернулся к окну.

Призрачный лунный свет заливал низкие берега Брендивина, вода катилась угрюмой чёрной массой, в которой, казалось, тонули даже отражения звёзд. На другом берегу высились острые вершины деревьев Лесного Удела, у пристани едва заметно мерцал фонарь. Фолко распахнул окно, и в комнату ворвались голоса ночи: едва слышный плеск реки, шорох прибрежного камыша, лёгкое, но слитное гудение ветра в тысячах крон, которые жили сейчас своей особой, ночной жизнью. И как всегда в такие минуты, хоббита охватила острая, непонятная тоска по чему-то необычайному, чудесному, сказочному…

Он представил себе, как уходили в свои, ставшие знаменитыми, странствия Бильбо и Фродо; наверное, вот так же стояли они у раскрытого в ночь окна и вглядывались в окружающий сумрак, – а на дворе уже ждут гномы или друзья-хоббиты, и остаются считанные часы до рассвета, когда надо отправляться в путь и никто не знает, суждено ли тебе вернуться…

За спиной раздалось деликатное покашливание гнома. Фолко встряхнулся, отгоняя непрошеную печаль, и поворотился к закончившему ужин гостю. Затем они подбросили в камин дров и раскурили трубки.

– Расскажи, Торин, что же привело тебя в наши края? Рудных жил у нас отродясь не было… – спросил Фолко.

Всё происходящее представлялось ему чудесным сном, волшебной сказкой, примчавшейся из тьмы далеких и удивительных лет. Гном! Самый настоящий гном сидит сейчас перед ним и сосредоточенно посасывает трубку!.. Пламя озаряет его круглое открытое лицо, и кажется, что вот сейчас приподнимется серая завеса, застящая взоры, что протяни Фолко сейчас руку – и он прикоснётся к удивительным тайнам и чудесам Большого Мира, о котором знал до сих пор лишь понаслышке…

По тёмной, скупо освещённой светом камина комнате плыл сладковатый табачный дым. За открытыми окнами ступала ночь, на ходу заглядывая в освещённые проёмы, но теперь её таинственные голоса не пугали хоббита. Может, встреча эта неспроста – и за ней последует какое-нибудь замечательное путешествие, подобное тому, в которое отправился старый Бильбо – за драконьими сокровищами… Тогда ведь всё тоже началось с неожиданного посещения гномов!

– Мне нужна Красная Книга, – ответил гном, глядя в упор на Фолко.

Хоббит вздрогнул, словно внезапно разбуженный; слова Торина его озадачили. – Зачем она тебе?

– Да вот хочу разобраться. Хочу узнать, как наш мир принял свои нынешние очертания, – ответил Торин. – В Средиземье происходит так мало изменений, что причины многих теперешних событий надо искать не столько в настоящем, сколько в прошлом.

– В каких же событиях ты хочешь разобраться? У нас в Хоббитании время как будто остановилось. Не знаю, конечно, как в других местах…

– Там тоже многим бы хотелось, чтобы ход событий замер и жизнь застыла. Многим очень долго казалось, что наступил золотой век…

Фолко забрался с ногами в кресло и устремил заблестевшие глаза на гнома. Тот задумчиво смотрел в огонь и привычно щурился, точно стоя перед горним, затем он продолжил, медленно роняя слова:

– В нашем мире происходит что-то не то, Фолко. Мы, гномы, уже давно это почувствовали. Но мало кто мог представить, к чему всё идёт. Мир казался незыблемым и прочным, зло – избытым навеки, а странные и пугающие события – всего лишь досадными недоразумениями. Всё началось в Морийских Копях. Как ты знаешь, вскоре после победы в Великой Войне за Кольцо гномы вновь населили дворцы своих предков; в заброшенных кузнях, как и встарь, застучали тяжёлые молоты; гномы жадно устремились в глубь земли, охотясь за ускользающими рудными жилами. И всё шло своим чередом, как вдруг…

Долгий, заунывный вой внезапно нарушил ночное безмолвие. Полный нечеловеческой тоски стон прокатился по тёмным берегам Брендивина и замер в отдалении. Хоббит с гномом вздрогнули и переглянулись.

За окнами прошуршал налетевший порыв ветра; скрипнули ставни, где-то хлопнула неплотно прикрытая дверь; внизу, под берегом, сухо и шепеляво, словно древний старик, зашелестел тростник. Хоббит съёжился в кресле; в одно мгновение ожили все его страхи, он вспомнил, как дрожа ожидал появления Девятерых на тёмной дороге… Гном вскочил и бросился к окну, высунувшись чуть ли не по пояс, он тщетно пытался что-нибудь разглядеть во мраке. Однако всё стихло, улёгся поднявшийся было ветер, из-за лёгких облаков выглянула бледная луна. Гном настороженно огляделся и снова сел к камину, задумчиво раскуривая притухшую трубку.

– Что это было? – Торин поднял глаза на Фолко.

– Откуда мне знать? – Хоббит пожал плечами. – В Красной Книге сказано… Но нет, нет, этого уж никак не может быть! Наверное, какая-нибудь птица…

– Птица, говоришь… – проворчал гном. – Не слыхал я что-то о таких птицах… Такой же вой я слышал третьего дня, когда шёл мимо Мичел Делвинга… И тоже ночью!

Хоббиту сказать на это было нечего. Помолчав, гном продолжал:

– Значит, я остановился на том, что гномы вновь стали работать в старых шахтах. Они уходили всё глубже и глубже, и вот однажды в одном из нижних забоев они услышали в недрах непонятные звуки и странное шевеление. Снизу доносился какой-то скрежет, точно кто-то вгрызается в камень. Внезапно задрожали самые корни гор. Гномы побросали кирки и бросились наверх – однако своды стали рушиться, погребая под обломками дерзнувших потревожить покой каменных глубин. На поверхность удалось выбраться немногим. Сам я в Мории не бывал и рассказываю тебе это со слов моих друзей, бежавших оттуда. Тамошним гномам стали грозить не только обвалы – непонятный и леденящий страх охватил всех, кто жил тогда там. Этот страх невозможно было преодолеть, подземный скрежет каких-то гигантских зубов гасил сознание, и оставалось только одно – бежать. «Гномы покидают Морию», – сказали мне друзья. Они уходят кто куда, но большей частью – к Одинокой Горе в Эребор и в Железные Холмы. Вот так-то, друг хоббит. – Гном вздохнул. – А ты говоришь – птица…

Наступило молчание, только дрова чуть потрескивали в камине.

Фолко неотрывно смотрел на огонь. Гном продолжал, негромко и с затаённой тревогой:

– Никто не знает и не может объяснить, в чём тут дело. Наши старейшины пренебрежительно отмахнулись от сбивчивых рассказов беженцев, втайне радуясь их бедам. Многие из моих сородичей, живущие в Лунных Горах, завидовали богатствам и искусству морийских гномов. Те, кто пришёл к нам, не выдержали насмешек и разбрелись кто куда. Часть подалась в Эребор, других принял под свою руку Наместник Короля в Аннуминасе, а кое-кто прибился ко двору Кэрдана Корабела…

Я пытался разобраться, говорил со многими, слушал скалы – и наконец понял, что в недрах действительно происходит что-то неладное. Я предложил нашим отправиться в Морию, чтобы понять наконец, что там делается. Но мне ответили, что если у морийских гномов от страха в глазах помутилось и в ушах зазвенело, то нас это не касается. И вообще, крепили бы они лучше перекрытия и своды, а не разносили всякие слухи… – Торин с досадой махнул рукой. – От отца и деда я слышал, что именно в Хоббитании хранится Красная Книга, повествующая о событиях последней войны. В прошлый раз Морию встряхивало именно в те годы – может, в этой Книге и отыщется ответ?.. Так я оказался здесь. Расспрашивал хоббитов, и они подсказали мне, что старые рукописи, должно быть, хранятся в усадьбе Брендибэков. А один прямо намекнул, что там может отыскаться и знаменитая Красная Книга, о которой слышали, наверное, все, но никто не держал её в руках.

Торин поднял глаза на хоббита.

– Итак, Фолко, сын Хэмфаста, теперь ты знаешь всё! Помоги мне! Неужели среди твоих книг нет той, что нужна мне больше всего на свете? Помоги мне, а я не пожалею золота за такую услугу!

– Даже за всё золото Средиземья я не продам тебе Красную Книгу! – воскликнул Фолко и весь подобрался, точно готовясь к прыжку.

– Этого я и не прошу, – быстро ответил Торин. – Разреши мне хотя бы прочесть её!

– Самой Красной Книги у меня нет, – чуть смущенно признался хоббит, помедлив. – Есть только её копия, но она совершенно точная!

– Мне годится и копия, – нетерпеливо сказал Торин. – А если чтение займёт много времени, то я готов заплатить за своё пребывание здесь. – Гном полез за пазуху.

Фолко остановил его.

– Нет, нет! – воскликнул он, торопливо хватая гнома за руку. – Будь моим гостем! Мы внимательно прочитаем ещё раз всю Книгу и вместе попытаемся найти ответы на твои вопросы. К тому же у меня много и других старинных рукописей. Возможно, пригодятся и они.

– Вот и славно, – облегчённо вздохнул гном. – Знаешь, Фолко, я очень волновался, когда шёл к вам в Хоббитанию, – боялся, вдруг нарвусь на какого-нибудь скопидома… Мне сильно повезло!

– Да вовсе нет, – не слишком уверенно возразил Фолко, тут же подумав о дядюшке Паладине.

– Впрочем, – сказал Торин, – у нас ещё будет время, чтобы рыться в пергаментах… Расскажи мне о твоей стране! Я прошел её всю насквозь – мест прекраснее я не встречал никогда и нигде. Таких тучных пастбищ, таких ухоженных садов, таких румяных яблок и такого восхитительного табака!

– А много тебе довелось постранствовать? – с завистью спросил Фолко. – Счастливец! Я вот за всю свою жизнь ни разу не выбирался за пределы Хоббитании…

– Да и я не так уж и много где побывал, – ответил гном. – Многих встречал, много расспрашивал. О Хоббитании наслышаны все, но воочию видели немногие, – закон короля Элессара выполняется неукоснительно…

– И это сослужило нам, хоббитам, плохую службу, – сказал Фолко. – Мои сородичи и раньше-то мало интересовались делами внешнего мира, а после победы в Великой Войне окончательно решили, что зло избыто навечно. Король Элессар даровал нашим дедам новые земли, их нужно было осваивать, и хоббиты забыли обо всём прочем. Как и твои соплеменники, они тоже стали слишком беспечны… Впрочем, что значит «стали» – такими они и были всегда.

– А почему же ты другой? – спросил Торин.

– Трудно сказать. Может, потому, что меня очень рано научили читать, и так вышло, что я впился в нашу Библиотеку и не отходил от полок до тех пор, пока не прочитал все рукописи хотя бы по одному разу… – Фолко неожиданно рассмеялся. – Часто я говорил такое, о чём все остальные и думать забыли: о Хоббичьем Ополчении, о Битве на Зелёных Полях… Сначала этому умилялись, потом стали коситься, а потом и вовсе невзлюбили. Я осмелился иметь собственное мнение! И зачастую не к месту вылезал с каким-нибудь историческим примером, чем немало конфузил наших старейшин. Прошлое научило меня пониманию настоящего, я стал задумываться над причинами, следствиями, стал собирать сведения, выспрашивать прохожих, как и ты. А вести из дальних краев становятся всё тревожнее и непонятнее.

– Например? – быстро спросил гном.

– На Западном Тракте вдруг невесть откуда появились разбойники, о которых не слышали здесь уже много столетий. Начались стычки и между людьми – одна деревня вдруг ополчалась на другую. Как-то мне даже довелось услышать, что на какой-то поселок невдалеке от Туманных Гор напала шайка гномов! Можешь себе представить?

Пораженный Торин только руками развел.

– Немыслимо, – хрипло сказал он. – Чтобы гномы по своей воле напали на людей, как гнусные орки… Клянусь бородой Дьюрина, такого не было со дней Предначальной Эпохи! А ты уверен, что это правда?!

– Что можно сказать наверняка в таких делах? – пожал плечами Фолко. – Вести издалека редко бывают верными, как говаривал когда-то король Теоден… Впрочем, правду можно узнать только у настоящих свидетелей…

Оба примолкли. Торин напряжённо размышлял о чём-то, потом с досадой махнул рукой.

– Всё равно сейчас не разобраться, – сердито сказал он. – Рассказывай дальше, Фолко!

– Да что говорить-то, – снова пожал плечами хоббит. – Не перечислять же тебе, сколько было собрано репы в разные годы? Ты шёл через Хоббитанию и видел всё собственными глазами… Для наших хоббитов сейчас, по-моему, главное, чтобы всё было не хуже, чем у соседа. Вот и соревнуются: у кого забор выше окажется, и за этим увлекательнейшим зрелищем с напряжением следит вся округа, заключаются даже пари. – Он криво усмехнулся. – Ты сам можешь судить обо всём! Какое дело твоим сородичам до бед и тревог Туманных Гор? А нашим, похоже, нет дела вообще ни до чего, кроме жратвы и тёплой постели! Будь сыт сам, накорми семью и гостей, а большего хоббиту и не надо. Но за этой умеренностью я вижу просто лень и равнодушие. Большинство считает, что всё должно идти как идёт. А я так не могу! Нет, ты не подумай, что я хвастаюсь… Просто на эту репу я уже смотреть не в силах!

Гном внимательно слушал сбивчивую речь Фолко, не выпуская изо рта давно погасшей трубки. Дрова в камине догорали. Чувствуя неловкую, незнакомую раньше опустошённость после горячей исповеди и пытаясь заглушить её, Фолко завозился, подтаскивая топливо.

– Что же ты собираешься делать, Фолко? – осторожно спросил гном.

– Кабы знать! – вздохнул хоббит. – Как подумаешь, какая завтра взбучка мне будет, хоть волком вой! Пони-то я так и не нашёл, а Крол уж не упустит случая наябедничать дядюшке Паладину…

– А кто это – дядюшка Паладин?

– О, это самый главный хранитель памяти о доблестном прошлом Брендибэков! Он только тем и занят, что следит, как бы кто не уронил фамильную честь…

– Ну и что? По-моему, фамильная честь – это прекрасно!

– Смотря что под ней понимать! «Брендибэки не должны шляться по ночам! Пусть этим занимаются хоббитонские голодранцы, кои и пяти поколений сосчитать не могут! Брендибэки не должны терять пони, пусть семейное достояние пускают на ветер те же хоббитонские голодранцы. Всякий Брендибэк должен работать, дабы род его был богаче всех прочих и занимал приличествующее ему место – первое вместе с родом Тукков!» До крайности уже доходит: «Брендибэк не должен бегать или ходить быстро, он должен «выступать», дабы все осознали его достоинство!» Завтра если прицепится… не знаю, что с ним сделаю!

– Брось, Фолко. – Гном успокаивающе положил руку на плечо хоббиту – Что тебе в его нотациях? Он же не виноват, что не знает того, что прочёл ты… Однако ты многое рассказал мне, я тебе ещё больше. Мы поняли друг друга и теперь уже вряд ли сможем уснуть. Может, возьмёмся за Красную Книгу? Зачем тянуть? Распахни пошире окно, зажигай побольше свечей, давай снова набьём наши трубки – и за дело!

Фолко молча кивнул и полез под кровать. Раздалось какое-то шуршание, шевеление, потом хоббит громко чихнул и вскоре выполз, таща за собой окованный сундучок. В крышку было вделано овальное железное кольцо, бока украшены тонкой резьбой.

– Кстати, Торин, – сказал Фолко, возясь со сложным замком, – а все-таки где тебе удалось побывать? Ты начал говорить, но почему-то не закончил.

– Я был в Арноре, в Аннуминасе, где стоит один из дворцов Короля, был в Серых Гаванях, ходил по побережью на юг, раз перевалил и за Туманные Горы… Бывал, конечно, и на ярмарке в Пригорье – раза четыре или пять, но вот через Хоббитанию иду впервые.

– А что ты делал у эльфов? – Хоббит уселся на пол возле сундука, позабыв, по-видимому, про замок.

– Мы были там втроём: я, Фар и Трор. Фар и Трор – те самые мои друзья, бежавшие из Мории. У меня на родине их не приняли, и они подались в Серые Гавани, когда прослышали, что Кэрдан Корабел ищет мастеров для новой крепостной стены…

– Для чего?! Для крепостной стены?! Кэрдан?! Вот это да! – всплеснул руками Фолко.

– А что такого? – удивился гном. – Пусть себе строит, город красивее станет… Да и вообще какое нам дело?

– Сам подумай, ну зачем Кэрдану новые стены? Серые Гавани оставались неприступными незнамо сколько столетий! Никто никогда не осмеливался напасть на него! Так зачем ему ни с того ни с сего возводить новые укрепления? Ясно как день, что Кэрдан тоже чем-то встревожен, раз взялся за небывалое дело!

– Ты подумай! – воскликнул Торин, хлопнув себя руками по бокам. – Как же до меня сразу-то не дошло! Клянусь бородой Дьюрина, свет ещё не видывал такого глупого гнома!

Они молчали, глядя друг на друга. Кэрдан Корабел! Последний Властитель-Эльф Средиземья. Последний из оставшихся членов Совета Мудрых. Бывший хозяин Кольца Огня, подаренного им Гэндальфу. Непобедимый, могущественный Кэрдан – и кого-то опасается! Неужели угроза настолько велика? Но если она такова – разве отгородишься от неё стенами?

Хоббит и гном стояли возле потухающего камина. За окнами нёс свои воды к Великому Морю широкий непокойный Брендивин. Хоббитания безмятежно спала…

Фолко вдруг почувствовал, что стены его тесной комнатки как бы раздвигаются, его мысль поднимается высоко в небо, зорко оглядывая безмерные пространства пустых земель с редкими, едва заметными огоньками малочисленных и разбросанных поселений. Что происходит там, в этих бескрайних просторах? Хоббит видел змеящиеся внизу русла безымянных рек, тёмные лоскуты бескрайних лесов, видел иссиня-чёрные на фоне звёздного неба вершины горных хребтов… Откуда-то из этих затянутых ночным сумраком пространств ползла на них тень неясной, страшной угрозы. Вот и Кэрдан тоже что-то заметил, и, значит, их страхи не беспочвенны…

Фолко огляделся. Знакомые предметы, знакомая комната… Невыносимо! Что делать? Хотелось сразу же, вот сейчас, выхватить меч, броситься вперёд очертя голову навстречу этой безликой, безымянной опасности, схватиться в открытую… Но когда, где, с кем?! Хоббит высунулся в окно, жадно ловя разгорячённой грудью прохладный ночной ветер. Рядом с ним стоял гном.

Где-то за рекой, в Амбарах, пропел первый петух. Фолко потёр слипающиеся глаза. Возбуждение спало, взгляд его упал на оставленный посреди комнаты сундучок. Хоббит подошёл к нему, встал на колени. Глухо щёлкнул замок. Хоббит откинул тяжёлую крышку. Над его плечом раздалось взволнованное сопение Торина.

Из недр сундучка Фолко извлёк увесистый свёрток. Он осторожно размотал тряпицу, и взору гнома предстала древняя, написанная для сохранности на пергаменте Книга в переплёте из тёмно-багровой кожи. Хоббит протянул её Торину.

– Устраивайся, – сказал он и, поставив на стол несколько подсвечников, придвинул стул. – Это одна из самых первых копий, снятых с Красной Книги. Не знаю, кто её переписывал, но здесь стоит собственноручная подпись Великого Мериадока, удостоверяющего, что копия полностью совпадает с оригиналом.

Обеими руками гном бережно принял драгоценный том и присел к столу; Фолко пошуровал кочергой в камине, потом полез куда-то в угол, достал жбан с пивом и две глиняные кружки.

It’s my world. You can’t have it!

Metallica, «My World».

Прошло уже более полувека после того, как книги Дж. Р. Р. Толкина, повествующие об истории Кольца Всевластия, были выпущены и прочитаны первыми их счастливыми обладателями. Время идет и идет, а эти книги не собираются уходить в «историю», становясь все популярнее. На основе мира, который Профессор создал в этих книгах, снимаются фильмы и мультфильмы, создаются игры на различных платформах, пишутся продолжения. Именно продолжениям «Властелина Колец» и продолжателям Толкина мы и посвящаем сегодняшнюю статью.

Пробовали многие, а получилось у единиц

Прочтя книги Профессора и восхитившись ими, многие авторы попытались перенять толкиновскую манеру, повторить процесс миротворчества. И вскоре то, что было неотъемлемой частью книг именно Толкина, стало появляться и в других произведениях. Это продолжило развитие нового жанра литературы, впоследствии названного «фэнтези». Именно поэтому почти любого фэнтези-писателя можно назвать продолжателем дела Толкина. Но сегодня мы говорим не обо всех, а лишь о тех, кто продолжил историю толкиновского мира (мира Средиземья или, как его еще именуют, «мира Арды») или дополнил ее.

Таких авторов не очень много. Поскольку в России наиболее известны работы отечественных писателей, продолживших дело Толкина, остановимся на них. Перумов продолжил повествование после завершения событий «Властелина Колец», Наталья Некрасова и Наталья Васильева показали мир Толкина в «темных» тонах, Брилева добавила романтичности одной из центральных историй «Сильмариллиона», а Еськов ввел в фэнтези-мир элементы технологии и современности. При таком кратком знакомстве появляется ощущение некоторой сумбурности и непонятности, потому как полностью представить себе вышеописанное достаточно сложно, но уверяю, при более полном ознакомлении это ощущение проходит, вместо него появляется интерес и понимание.

«Кольцо тьмы»: хоббит, два гнома и один золотоискатель

В 1993 году издательство «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) выпустило две книги тогда еще совсем неизвестного автора - Ника Перумова. Это была серия «Кольцо Тьмы», на титульном листе которой значилось: «Свободное продолжение Властелина Колец». До того эти книги выпускались только один раз (в том же году, издательством «Кавказская Книга») и назывались совсем по-другому: «Нисхождение Тьмы, или Средиземье триста лет спустя». В серию вошли две книги - «Эльфийский клинок» и «Копье Тьмы», чуть позже выходит третья книга - «Адамант Хенны».


Действие романов разворачивается спустя три века после падения Саурона. Все западные земли Средиземья живут в мире и спокойствии, постепенно восстанавливаясь после борьбы с Черным Властелином. Оба княжества, северное и южное, Арнор и Гондор, объединены под общим правлением мудрых потомков Элессара. Любимое место Гэндальфа, Хоббитания, уже несколько веков подряд не участвует ни в каких конфликтах, постепенно возвращаясь к той же размеренной и неторопливой жизни, которая была ей присуща до войны за Кольцо.

Главными «добрыми» персонажами становится неразлучная троица: хоббит Фолко Брендибек, потомок Мериадока Великолепного, и два гнома, Торин и Строри, которого все называют Малышом.

В первой книге персонажи объединяются для решения волнующей проблемы: пробуждается древнее зло, и если его вовремя не остановить, то случится беда, которой триста лет назад жители Средиземья избежали благодаря Фродо. Попытки решить проблему связывают Фолко, Торина и Малыша дружескими узами, которые за время их путешествий становятся много крепче родственных.

Воплощением Зла является Олмер - Золотоискатель из Дэйла, путешествовавший по всему Средиземью. В одном из своих походов он наткнулся на «место падения Небесного Огня», с виду напоминающее не очень глубокую яму, на дне которой вполне могло находиться золото. К сожалению Олмера, ни золота, ни легендарного «Небесного Огня» ему не попалось, а единственной находкой стало небольшое обугленное колечко. После этого случая Олмер попытался узнать о других местах падения «Небесного огня» и стал добывать из них древние кольца. С каждым новым кольцом он чувствовал в себе появление новых способностей и сил.

Конечно же, то были кольца, которыми Саурон одарил девятерых владык из рода людей. В толкиновской Войне Кольца они больше известны как назгулы, или улайры.


Вторая книга Перумова полностью посвящена охоте троицы героев на Олмера, который по ходу обретения девяти колец собирает огромную армию, состоящую из народов Востока Средиземья. В течение всей книги прослеживается изменение самого Олмера и его взглядов. Сначала он хочет восстановить справедливость и вернуть земли запада тем народам, которые жили там до создания Арнора и Гондора. Также у него есть огромное желание отомстить за своих предков, с которыми, по его мнению, обошлись несправедливо.

Но в тоже время кольца не дают ему покоя, постепенно превращая его из человека в существо, подобное назгулам, и расширяя границы его ненависти. Вскоре его целью, наряду с уничтожением Арнора и Гондора, становится истребление всех эльфов Средиземья. Свою ненависть к ним Олмер объясняет тем, что они «навязывали и продолжают навязывать свою волю людям, не давая им жить самостоятельно».

Обе книги гораздо более насыщены боевыми действиями, чем «Властелин Колец». Дух и атмосфера Толкина теряется на фоне бесконечных баталий, опасных переправ и засад. Но в тоже время это создает своеобразие уже перумовской атмосферы, без которой сложно представить «Кольцо Тьмы». У Толкина описание даже крупнейших битв выглядело просто: «Силы были неравные, и армия Гондора отступала, теряя людей, но вскоре подошло подкрепление Рохана, и уже совместными усилиями они начали теснить врагов».

Перумовские битвы - это тщательное описание атак и отступлений (нередко - с кровавыми подробностями), героической доблести и великих предательств, мудрости ратников и глупости генералов. Прочтя его книги, вы досконально изучите тактику ведения боя разных рас. Например, хоббиты, оказывается, в стрельбе из лука уступают только эльфам; гномы во время битвы строятся в особое построение - хирд, которое отдаленно напоминает древнеримскую «черепаху»; эльфы - мастера засад и дальней стрельбы. Дается даже подробное описание тактики народов востока, из которых состояла армия Олмера!

Главная тема этих книг - война, а главные герои - хорошо обученные бойцы, которые живут сегодняшним днем и получают удовольствие от путешествий и приключений. Если образы толкиновских Фродо и Сэма совсем не походят на образы «спасителей мира», то для тройки перумовских воинов спасение всей цивилизации становится чем-то вроде профессии.


После завершения истории с кольцами и великим походом Востока на Запад начинается новая история о путешествии великолепной троицы на юг. О нем повествует третья книга Перумова - «Адамант Хенны». Но она все же больше является продолжением самого Перумова, нежели Толкина. Связь перумовского и толкиновского Средиземья все менее заметна, и единственной общей осью повествования становится «главное зло» - адамант, который хранил в себе изначальный свет и мог стать причиной уничтожения всего мира. Причина его появления тесно связана с историей создания мира, описанной в «Сильмариллионе». «Адамант Хенны» является не только продолжением «Кольца Тьмы», но и ступенью между миром Толкина и будущей вселенной Перумова - Упорядоченным.

Перумов, продолжая историю Арды, щедро добавляет многие детали, которых не было у Толкина. Он подробно рассказывает об эльфах-отступниках (авари), описывая их государство и их жизнь около Вод Пробуждения. Так же он представляет нам новую ветвь гномов - черных гномов, которые мало интересуются делами внешнего мира, отдаваясь полностью своей главной работе: укреплению основ мироздания, так называемых «Костей мира». Подробно описаны и народы Востока, которых Толкин объединял под одним названием - «вастаки». Географическая карта, которая была известна по произведениям Толкина, в «Кольце Тьмы» раздвигает свои границы, показывая нам восточные земли Средиземья.

А помимо Добра и Зла, в книгах Перумова существует третья сила, главное предназначение которой заключается в поддержании хрупкого Равновесия. Эта идея развивается в дальнейших произведениях Перумова (серии «Хроники Хъерварда» и «Хранитель мечей») с помощью образов братьев-драконов, Орлангура и Демогоргона.

«Последний кольценосец»: Технология - навеки!

Если Перумов продолжил историю Арды, добавив отдельные новые детали, о которых не говорил Толкин, то Кирилл Еськов в книге «Последний Кольценосец» дает собственное видение истории «Властелина Колец». Если Перумов писал «свободное продолжение», то Еськов - наисвободнейшее видение Войны Кольца, да и вообще всего мироустройства Средиземья.
Роман «Последний Кольценосец» утверждает, что история, изложенная во «Властелине Колец», написана со слов победившей стороны. А потому она необъективна, ведь в ней не учитывалось мнение проигравших. Ну, а правда кроется в том, что Средиземье - это своеобразное скрещивание двух миров, магического и реалистического характера.

Магическая сторона мира - это Заокраинный Запад (Валинор), реалистическая - Средиземье, в нормальном состоянии они не должны взаимодействовать, но каким-то образом произошел сбой. Группа людей (жителей «реалистического мира») попадает в магический мир, в Валинор, и, опять-таки непонятным образом, уносит оттуда несколько могучих магических артефактов - семь палантиров и некое зеркало.

Между этими людьми, как обычно и бывает, случилась ссора и разделение на два лагеря. Сторонники первого, побывав в Валиноре, уже не могли забыть его величия и красоты, поэтому хотели превратить Средиземье в некое подобие Валинора. Их стали называть Магами, а образованный ими совет - Белым Советом. Сторонники второго лагеря противостоят попыткам Магов превратить Средиземье в жалкое (а другого бы и не получилось) подобие Валинора. Они и объединились в тайный Орден Назгулов.


Так получилось, что артефакты оказались в руках Магов, и они с их помощью смогли провести между двумя составляющими мира Арды некий канал. Именно по нему в Средиземье пришли «жители зачарованных лесов» или, если хотите, просто эльфы. С их помощью глава Белого Совета Гэндальф намеревался уничтожить цивилизацию технологического прогресса - Мордор, которая мешала созданию «Подобия Валинора». Назгулы стали защищать Мордор от магических атак и содействовать в развитии технологий. Апогея это противостояние достигает во время войны, известной по «Властелину Колец». В этой войне командование Мордора допустило несколько непоправимых ошибок, вследствие чего мордорские войска потерпели полное поражение (понятное дело, уничтожение Кольца Всевластия не являлось настоящей причиной поражения).

Единственным путем к спасению Средиземья и всех людей от эльфов и магии, к технологическому развитию, является уничтожение Зеркала, которое нашло приют в лесах Лориэна, у Галадриэль - владычицы этих лесов. Уничтожить его, как ни странно, можно, только сбросив в Ородруин (опять, опять!), а роль уничтожителя и одновременно спасителя насильно передается главному герою книги. А именно - одному из ученых Мордора, во время войны переквалифицировавшемуся в полевого врача, Халадину. Каким образом уничтожать зеркальце, весящее около тонны - решать самому Халадину. Этим он и занимается всю книгу…

Если вы хорошо знакомы с оригинальной историей Войны Кольца, то вам будет очень любопытно читать интереснейшую в этом отношении книгу Еськова. Все события Войны происходят приблизительно в том же, «толкиновском» порядке, но их смысл и суть настолько изменены, что иногда текст вызывает улыбку.

Кольцо Всевластия - «утка», главной целью создания которой была ссора Владык Рохана и Гондора, но, к сожалению, на этот крючок попался только Боромир. Зеркало Галадриэль - мощнейший артефакт, от которого зависит вся средиземная магия. Саурон - не Майя, не грозный дух, не Багряное Всевидящее Око, а всего лишь правитель Мордора, не обладавший никакими магическими способностями. К тому же он был не просто «Сауроном», а «Сауроном VIII», и погиб он не от уничтожения Кольца Всевластия, а от ранения мечом в битве у Мораннонских Ворот. Не существовало и Короля-Чародея, а был лишь Командующий Южной армией Мордора, которого в нечестном поединке сразил Арагорн (тот еще негодяй, по версии Еськова), со словами: «От тебя не останется даже имени… Пускай [запишут, что] тебя убил карлик, во-о-от такусенький заморыш, с мохнатыми лапками. Или баба… Да, пожалуй, именно так мы и сделаем».

Таких интересных деталей в книге много, поэтому мы не можем не воздать должное воображению Еськова, ведь так перевернуть старый сюжет с ног на голову может не каждый.

«Чёрная книга Арды»: Илуватар - узурпатор, Мелькор - спаситель

Один из самых интересных и оригинальных взглядов на мир Толкина нам предлагают Наталья Васильева и Наталья Некрасова в своих книгах «Черная книга Арды» и «Черная книга Арды. Исповедь Стража». На обложке каждой из них сделана подпись небольшими буквами, которая лучше всего выражают суть и смысл этих книг - «Взгляд с другой стороны на мир Толкина» (Издательство «Эксмо», 2001 г.). Сразу же возникает вопрос: что это за другая сторона? В этих книгах рассказывается история «Сильмариллиона», но повествование ведется от имени Главных Врагов и злодеев этого мира, от Мелькора и его сторонников.

Некрасова и Васильева стирают границу между добрыми и злыми персонажами. В романах признаются все злодеяния Мелькора, совершенные им против эдайн (трех родов людей, которые всегда воевали на стороне сил «света»), сумеречных эльфов, нандоров и нолдоров (колена эльфов, которые в книгах Толкина боролись против Мелькора). Но в тоже время объясняется причина этих злодеяний и вообще первопричина ненависти Мелькора к Илуватару (создатель всего сущего по Толкину) и Валарам (высшие духи мира-Арды), которые, как повествуют эти книги, не такие уж добрые и справедливые, как это показывалось в «Сильмариллионе».


«Черная книга Арды» написана в виде разговора двух людей, которые читают… саму «Черную книгу Арды». Их имена не называются, да они не так уж и важны. Главное - «правда», которые эти люди пытаются донести до читателя. Первый из них верит «Черной книге», второй возмущается ее содержанию. Но в то же время они оба - высокообразованные люди и способны культурно беседовать, объясняя друг другу свою точку зрения и доказывая ее фактами из истории.

Если в Сильмариллионе Мелькор - Черный Вала, воплощение Тьмы, ужаса и страданий, более известный в мире, как Моргот (с эльфийского - «Черный Враг»), то в «Черной книге Арды» он представляется нам единственным Валой, действительно заботящимся о Средиземье. Он - тот, кто привносит в облик мира что-то свое, кто не боится Дара созидания. Все остальные Валары беспрекословно следуют великому Замыслу Илуватара (Создателя), который хочет видеть Арду такой, какой представляет себе ее один Он. Все, что не соответствует Замыслу, должно быть уничтожено последователями Илуватара.

В этой книге впервые появляется ветвь темных эльфов, Эллери Ахэ, как они называются в книге. Толкин сообщал, что об ушедших за Мелькором эльфах мало что известно, и, по одной из легенд, именно из них Мелькор вывел новую расу - орков. В Черной книге предлагается другая версия о происхождении орков и темных эльфов. В первые годы после пробуждения эльфов у озера Куйвиэнэн (с эльфийского - «воды пробуждения») с ними общался только Мелькор, приходя и рассказывая им о том мире, в котором они теперь будут жить.

Через некоторое время и Валары узнали о пробуждении эльфов, и решили забрать их в Валинор, подальше от Мелькора. На переговоры пошел Оромэ, Вала, главной целью которого было уничтожение того, что не входило в рамки Замысла. Некоторые эльфы вняли громогласному вещанию Оромэ (будущие нолдоры, телери, ваниары, сумеречные эльфы и другие «светлые» ветви), некоторые остались верны Мелькору (будущие Эллери Ахэ), некоторые не прислушались ни к Оромэ, ни к Мелькору, и остались в стороне ото всех последующих конфликтов (авари). А были еще и те, кто испугался громоподобного топота копыт коня Оромэ и бросились от него прочь. Страх изменил их сущность, постепенно превращая в то, что позже было названо племенем орков.

Почти каждое событие, описанное в Сильмариллионе, в «Черной книге Арды» приобретает новый смысл и новое значение. История, рассказанная «Сильмариллионом», начинает казаться неполной и неправильной. «Черная книга Арды» - правдоподобная и увлекательная ересь толкиновского мира.

Действие второй книги, «Исповеди Стража», развивается по прошествии 279 лет после падения Саурона и воцарения Эллесара. Хотя «действие книги» - слишком громко сказано, действия в ней не больше, чем в предыдущей. Большую часть текста занимают «страницы» все той же легендарной «Черной книги», с которыми знакомится главный герой - Галдор, работающий в одном из тайных министерств Гондора. Воспитанный истинами «Сильмариллиона», он не желает верить этой книге, и в течение всего повествования ведет спор сам с собой и с владельцем этой книги Борондиром, то убеждаясь в правоте Книги, то находя в ней неубедительные моменты.

Пока Галдор с Борондиром проводят время в спорах, в мир возвращается «тень» в лице нового советника Короля. Его личность остается неизвестной, и нам, как и главному герою, остается делать только предположения. В итоге Галдор приходит к новому виденью истории и признает, что и в «Сильмариллионе», и в «Черной книге» есть много правды, но еще больше лжи, и для того, чтобы написать правдивую историю, нужно абсолютно нейтрально относиться к обоим мнениям.

«По ту сторону рассвета»: любовь, морковь и Сильмарилл

Есть еще одна книга, автор которой в любом случае является «продолжателем» дела Толкина. Ольга Брилева не побоялась переписать одну из самых красивых и романтичных историй «Сильмариллиона» (эта легенда также упоминается во «Властелине Колец») - историю любви Берена и Лютиэнь. Двухтомный роман «По ту сторону рассвета» издан «Эксмо».
У Толкина эта история описывается кратко и затрагивает только самые важные моменты. Брилева в своей книге расширяет легенду, добавляя несколько новых событий в сюжетной линии, описание чувств, ландшафтных красот, архитектуры эльфов и других приятных для поклонника Толкина подробностей.

«По ту сторону рассвета» будет интересна как тем, кто знаком с прототипом текста, так и тем, кто не читал Толкина вообще. Роман написан доступным языком, и специальных ссылок на произведения Профессора, как это было, например, в «Черной книге Арды», Ольга не делает.

Основная сюжетная линия остается без изменений: Берен, сын Барахира, чтобы получить руку Лютиэнь (а ее сердце он получил уже давно), дочери владыки Дориафа (одно из государств эльфов) Тингола, соглашается сделать то, что не удавалось еще ни смертному, ни бессмертному - достать один из Сильмариллов (камни нечеловеческой красоты, которые фигурируют на протяжении всего повествования в «Сильмариллионе») из короны Черного Врага Мира - Моргота (он же Мелькор). В этом походе ему придется пережить лишения и смерти близких друзей. Преодолев все преграды на пути к цели, он, не без помощи и при участии своей любимой, торжествует победу.


При всей привлекательности двух томов Брилевой, нужно помнить, что это ее взгляд на легендарную историю, и он сильно отличается от рассказа Толкина. В романе Брилевой описания очень реалистичны, иногда даже излишне реалистичны. Например, эдайн описаны как обычные люди, которым свойственны все человеческие слабости и пороки: коварство, зависть, продажность и слабоволие. Предательство среди эдайн у Толкина встречается редко (один или два раза за все повествование «Сильмариллиона»), а в «По ту сторону рассвета» мы видим его постоянно. Такие мелочи портят впечатление от книги в целом. Но эти мелочи будут заметны далеко не каждому…

Авторы «средиземных» произведений

Ник Перумов

Один из самых известных русских фэнтези-авторов. Начал литературную деятельность с «Кольца Тьмы», после этого вышли его знаменитые книги из цикла «Упорядоченное». По профессии Ник - биолог, окончил Ленинградский политехнический институт. Недавно он решил вспомнить о героях «Кольца Тьмы», и продолжить написание «Неба Валинора» (альтернативная история «Адаманта Хенны») и «Водопада». Более подробную информацию об этом авторе и о его творчестве можно найти на его официальном сайте в интернете - perumov.com.

Кирилл Еськов

Кирилл закончил биофак МГУ, стал автором двух школьных учебников. Из художественных книг написал «Последнего Кольценосца». Любимым занятием, как он сам признается, Кирилл считает отдых в компании старых друзей, времяпрепровождение со своей дочерью и написание различных текстов, как научных, так и художественных.

Наталья Некрасова (Иллет)

Наталья закончила химфак МГУ, сейчас работает редактором обозрения «Химический Комплекс России» и переводчиком в издательстве «Эксмо». Она написала несколько художественных книг, среди которых «Черная книга Арды» (в соавторстве с Натальей Васильевой), «Рудаур» (в соавторстве с Д. Бромберг) и другие; также является автором множества песен и стихов (чаще - связанных с миром Толкина).

Наталья Васильева (Ниэнна)


Именно Васильева придумала и составила язык Ах’энн, которым пользуются сторонники Мелькора в «Черной книге Арды», а также написала песни и стихи, использованные в этой же книге. Подробнее узнать о Ах’энн, песнях и другом творчестве Натальи можно, посетив страницу в интернете - www.elhe.ru.

Ольга Чигиринская (экс-Брилева)

Известная активистка толкинистского фэндома, впервые опубликовала роман «По ту сторону рассвета» на страницах интернета. Издан же он был под псевдонимом «Берен Белгарион», а сама Ольга поместила себя в редакционный блок книги как «переводчика».

Фрито, Гельфанд, Илуватар и все, все, все…

Помимо обычных продолжений, дополняющих историю мира Толкина, были и другие - юмористические. Одними из самых известных и читаемых являются пародии на «Сильмариллион» - «Звирьмариллион» Алексея Свиридова, и на «Властелина Колец» - «Пластилин (Холестерин) Колец» (он же «Тошнит от Колец», все зависит от перевода) Генри Берда и Дугласа Кенни. Помимо этих, есть еще несколько произведений, ознакомиться с которыми можно, обратившись по ссылке lib.ru/tolkien.

Хоть я и отношусь к таким работам скептически, но все равно признаю, что «Звирьмариллион» - произведение читабельное и порою очень смешное. Игра с именами и названиями понятна любому русскому человеку, а такой игры в книге много. Например, Мелькор, участвуя в Пении Айнур, забивал все хоровое пение песней группы «Любэ» «Атас!»… Основной ход толкиновских событий остается без изменений, но их изложение разбавляется большим количеством юмора.

Хуже дело обстоит с «Холестерином Колец». Книга фактически издевается над «Властелином Колец», содержит огромное количество пошлости, черного юмора и достаточно недалеких шуток. Все это превращает ее не в юмористическое произведение (коим, без сомнения, является «Звирьмариллион»), а в злобное и местами тупое глумление над текстом Толкина. Можно сделать скидку на то, что авторы книги - американцы, которые, по их собственному признанию, стремились заработать деньги, выпустив эту работу. Книга однозначно на любителя, лично мне ее читать было сложно.

Читать пародии на Толкина или нет - решать вам, однозначной читательская реакция быть не может. Одни считают, что это ужасно, другие читают эти книги с не меньшим удовольствием, чем творчество Профессора, а третьи абсолютно равнодушно относятся и к трудам Толкина, и к его продолжателям. Поэтому вам придется самим определиться, к какой группе вы относитесь. А после этого - начинайте читать!

Мир в истории и история мира

То, что к произведениям Толкина написано столько оригинальных и интересных продолжений, еще раз доказывает, что мир Профессора не канул в Лету, не остается предметом изучения истых фанатов, а продолжает жить полноценной жизнью и приобретать все новых и новых поклонников. Хотя в случае Толкина - это и не требует доказательств. Очень жаль, что создатель «Властелина Колец» не дожил до момента, когда его книги стали настолько популярны, что обрели дополнения, вышедшие из-под чужого пера.

Ник Перумов - писатель-фантаст из Ленинграда — решил порадовать многих поклонников жанра фэнтези выпуском цикла книг «Кольцо Тьмы». Серия произведений повествует о жизни Средиземья - вымышленной вселенной Дж. Р. Р. Толкином, создателем знаменитых книг в стиле «высокой фэнтези».

Опять над удивительным континентом Средиземье нависла угроза в виде нового мощного в своей сокрушительной силе Зла. В тот момент, когда жизнь жителей государства стала налаживаться, всем казалось, что все уже позади, возродился новый Враг. Но если есть злой герой, обязательно найдется смельчак, который сможет его победить. И делает это он не ради славы и богатства, а для всеобщего блага.

Ник Перумов на середину сюжета выводит тройку отважных персонажей, которые готовы вступить в бой с новым Злом, и не просто его одолеть, а сразить наповал. Несмотря на то, что на первый взгляд герои не отличаются ничем примечательным, им есть что противопоставить всепоглощающему Злу.

Герои книг «Кольцо Тьмы» - хоббит, гном и человек, которые собрались вместе для того, чтобы одолеть врага, нависшего над их Вселенной. Чтобы найти сосредоточение зла, друзьям придётся пройти все Средиземье, посетив самые дальние уголки государства. Но ради спасения всех жителей от страшных Темных сил они готовы на самые отчаянные подвиги. Хватит ли у них смелости и желания спасти свою Землю? Через какие испытания придется пройти героям трилогии, чтобы свергнуть злостного Врага и вернуть Средиземью покой и умиротворение? Обо всем этом вы сможете узнать, начав читать книгу.

Многие читатели давно ознакомились с произведением молодого российского писателя, и остались очень довольны. Что может предложить книга? В ней есть богатый на события и приключения сюжет. Также присутствуют колоритные самобытные герои. Особенно впечатляют демонические в своей мощи силы Зла. Поэтому поклонники книг о Средиземье, считавшие, что эта история давно закрыта, могут с новым интересом наблюдать за событиями, разворачивающимися на территории вымышленного государства.

Ник Перумов смог очень грамотно продолжить историю, описанную в романе «Властелин Колец». Поэтому совсем неудивительно, что у него вышел очень гармоничный роман. При этом читать книгу «Кольцо Тьмы» будет интересно даже тем читателям, которые не знакомы с известной на весь мир серией книг английского писателя. Ник Перумов смог создать своих самодостаточных героев, которые имеют харизму и потенциал. Поэтому, если вам интересно узнать, что произойдет на континенте Средиземье, приступайте читать роман «Кольцо Тьмы».

Трилогия Ника Перумова состоит из таких произведений: «Эльфийский клинок», «Черное копье», «Адамант Хенны».

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу «Кольцо Тьмы» Ник Перумов бесплатно в подходящих для разных устройств форматах - epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.


Annotation

Поставив последнюю точку во «Властелине Колец», профессор Толкиен закрыл дверь в созданный им мир эльфов и гномов, орков и гоблинов, хоббитов и людей и выбросил магический ключ. Лишь одному писателю - Нику Перумову - удалось нащупать путеводную нить в таинственный и хрупкий мир Средиземья. Задача оказалась непростой, ведь каждый неверный шаг грозил потерей тропы, каждое неточное слово могло погубить волшебство. Но талант победил. Мир Толкиена ожил, преобразился, заиграл новыми, ранее неведомыми красками и... превратился в мир Ника Перумова. А задуманное как свободное продолжение «Властелина Колец» произведение переросло в яркую, увлекательную эпопею, одну из самых заметных в российской и мировой фантастике.

Ник ПЕРУМОВ

Эльфийский клинок

Черное копье

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

ДОПОЛНЕНИЯ

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ЭПОХИ

Адамант Хенны

Ник ПЕРУМОВ

Кольцо Тьмы. Трилогия

Эльфийский клинок

Дрогнет Запад, дрогнет Восток

Сила, Сила в руке,

Девять Звезд - Синий Цветок,

Синий Цветок на клинке.

Часть I

Глава 1.

ХОББИТ И ГНОМ

К вечеру затянувшие всё небо тучи неожиданно разошлись, алый солнечный диск, точно в перину, опускался в сгустившиеся туманы, что сливались у горизонта с легкими, воздушными облачками. На багровом четко вырисовывались острые чёрные вершины Лунных Гор. Наступал тот короткий час в летние хоббитонские вечера, когда долгий день ещё не до конца уступил место сумеркам, однако очертания предметов уже приобрели необъяснимую, таинственную расплывчатость: дерево предстает диковинным зверем, куст - скорчившимся в три погибели гномом, а дальний лес кажется прекрасным эльфийским замком. Даже вечерние крики петухов становятся мягче и благозвучнее.

Над недавно убранными полями властвовал легкий серебристый туман. Выплеснувшись из низин и оврагов, он растекался окрест, превращая одиноко стоящие столетние дубы в тёмные острова посреди белесого призрачного моря. В окнах разбросанных тут и там ферм постепенно гасли огни - хозяева укладывались спать. Ухнул филин, мелькнула стремительная тень козодоя. На мосту через Брендивин заперли ворота. Южнее, в Бэкланде, на высокую сторожевую вышку во дворе Бренди-Холла, вскарабкался часовой-хоббит с луком и полным колчаном стрел. Поправив сигнальный рожок у пояса, он принялся мерить шагами ограждённую толстыми бревнами дозорную площадку. В нескольких милях к востоку угрюмо темнела сплошная стена Старого Леса, протянувшегося далеко на юг и восток. Караульщик поплотнее закутался в шерстяной плащ и опёрся на перила, вглядываясь в стремительно поглощаемую сумраком даль. Позади первых деревьев Леса ещё угадывался просвет Пожарной Прогалины, но и его быстро заливал сумрак. На небе высыпали по-осеннему яркие звёзды.

Караульщик на вышке обернулся, внезапно заслышав легкие шаги во дворе усадьбы. Из боковой двери вынырнула небольшая даже по невеликим хоббитским меркам фигурка, приоткрывшая ворота конюшни и тотчас же юркнувшая внутрь. Вскоре хоббит вывел осёдланного пони, сел на него и не торопясь потрусил к ведущей на север дороге. Туман быстро поглотил его.

«Ну что ж, обычное дело, опять этот чокнутый по ночам шляется! - Караульщик ухмыльнулся и сплюнул. - Совсем, видать, задурил себе голову этими сказками!.. Начитался Красной Книги, и вот вам, пожалуйста… Что, лавры Мериадока Великолепного покоя не дают? Уж сколько лет минуло: поди, три века будет… И старый Бильбо, и племянничек его, Фродо, за Море ушли… Чего теперь-то? И эльфы уплыли, говорят, и гномы куда-то сгинули… Люди и те стороной нас обходят… Чего ему неймётся?»

Мысли караульщика текли неспешно, лениво, как и само тягостное, от прошлых времен оставшееся дежурство…

Пони неспешно рысил по наезженной, давно известной дороге. Впрочем, известной ли? Ночь властной рукою смыла обыденные краски, дав на время иную личину каждому предмету и каждому живому существу. Хищно тянутся с обеих сторон к всаднику узловатые ветки, точно змеи, норовят зацепить за плечи, вырвать из седла… Куст вырастает на глазах, разворачивается, распухает - не иначе как из зелёных глубин появится сейчас какая-нибудь тень с фонариком в бесплотной, бестелесной руке. Надо уметь ответить. На поясе у хоббита висел взятый тайком от старших заветный гондорский клинок - тот самый, что носил ещё сам Великий Мериадок. С таким оружием бояться нечего - от одного его вида должна бежать любая нечисть.

Цок-цок, цок-цок. Все гуще тьма; тени вдоль дороги выстраиваются в длинные ряды. Хоббиту кажется, что он узнаёт их. Вот - разве не стройный эльф-воитель приветственно машет ему рукой? Или разве вон там не оперся на тяжёлый боевой топор неунывающий гном, беспечно раскуривший трубочку?..

Хоббит давно бросил поводья, и пони брёл сам по себе… Ничего не было лучше этих одиноких прогулок летними ночами, когда оживают старинные сказки и предания, когда в любую минуту ожидаешь нападения, когда рука сама тянется к эфесу…

Под развесистыми вязами дорога делала крутой поворот. Здесь было самое страшное место. Слева сквозь заросли пробивался призрачный блеск глубокого, тёмного пруда, окружённого густым ивняком. Здесь всегда собирались ночные птицы: их странные, непривычные для хоббитского слуха голоса раздавались особенно громко. Но для замершего в седле хоббита это свистела и гукала глумливая свита Девятерых, возвещая их скорое появление. Хоббит закрыл глаза и представил их себе: чёрные кони, точно сотканные из мрака, в плотных наглазниках - внутри их горит колдовской огонь, их взгляды нельзя выпускать наружу - мчатся, мчатся сквозь ночь, ветер рвёт чёрные плащи Всадников, бьются о бёдра длинные бледные мечи, от которых нет ни защиты, ни спасения, неистовой, нелюдской злобой горят пустые глазницы, а чутье жадно ищет запах свежей крови… Вот-вот свита умолкнет, заросли бесшумно раздвинутся, и хоббит окажется лицом к лицу с Предводителем Чёрных Всадников. Жутко и заманчиво! Заманчиво оттого, что в глубине души хоббит знал: ничего подобного не случится, кусты останутся недвижными, и, спокойно миновав это место, он повернёт назад, чтобы успеть выспаться перед трудным, полным домашних хлопот днем. Будет обычно размеренная жизнь, в которой всё известно заранее и ничто не изменится и измениться не может…

Пони внезапно всхрапнул и остановился. В освещённом лунным светом проёме между стволами возникла коренастая фигура, на две головы выше хоббита. Неизвестного окутывал плотный плащ, так что видна была только отставленная в сторону рука с длинным посохом.