Праздник кузьмы и демьяна православный. Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна




На вечеринке. 1910
Тип народно-православный
иначе Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины
также Косма и Дамиан (христ.)
Значение первая встреча зимы
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 1 (14) ноября
Празднование девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку
Традиции обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Другие названия

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Обряды дня

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Легенда о Кyзьмодемьяне

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Поговорки и приметы

Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.

Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.

Литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.

Ссылки

  • 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние традиционно отмечается 14 ноября. Православная церковь в этот день почитает память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских, а также их матери преподобной Феодотии. В народе праздник еще называют Кузьма и Демьян, Встреча зимы, Праздник девичества, или Куриная смерть.

Косма и Дамиан (в народе Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитывала их как истинных христиан, поэтому в своем городе они также проповедовали веру. В юношеском возрасте братьев отдали на обучение к врачевателю, после чего они начали исцелять людей от смертельных болезней. Люди удивлялись увиденным чудесам, тем более что плату за свои услуги целители не брали.

Однажды от смертельного недуга братьям удалось исцелить одну женщину. В знак благодарности, она попросила Кузьму принять у нее 3 яйца, во имя Господа. Он не смог ей отказать и принял подарок, чем очень огорчил брата. Демьян сказал, что тот нарушил данный ими обет и запретил их хоронить рядом.

После смерти братьев христиане долго думали об исполнении завещания, но внезапно в толпе появился верблюд, которого целители однажды спасли. Он заговорил человеческим голосом и велел похоронить братьев вместе, так как дары были приняты Кузьмой не из корыстных побуждений.

Традиции и поверья праздника Кузьминки осенние

Главной традицией праздника считалось проведение вечеринок, окончание свадебного сезона и прядение.

Так как святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага и кузнецов, в этот день работа в кузне считалась тяжелым грехом. В народе считали, что святые и сами занимались кузнецким делом. На Кузьминки традиционно доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодым.

14 ноября прикармливали дворового – духа, который следил за домашним скотом. Если он был «плохим», проводился специальный обряд для его изгнания со двора.

Еще одной традицией этого дня было завершение молотьбы. 14 ноября из нового урожая готовили кашу, мужчины варили пиво и устраивали братчину с разными угощениями. Для проведения этого веселья выделялась отдельная изба, при этом продукты собирались всей деревней. Хозяйкой дома в этот день становилась девушка на выданье, которая готовила еду и всех ею угощала. Традиционно на Кузьминки ели вкрутую сваренное яйцо, ведь считалось, что оно защищает от бесплодия. Вторым угощением дня была куриная лапша.

На Кузьминки также отмечались куриные именины. Богатые семьи отправляли своим бедным родственникам кур в виде подарка. Если крестьянские жены приносили кур боярыням, те дарили взамен ленты. Таких кур держали в почете, не убивали и вкусно кормили, а их яйца считали лечебными.

Приметы праздника Кузьминки осенние

Издавна сохранилось множество примет, связанных с праздником Кузьмы и Демьяна:

  • теплая погода в этот день предсказывает мягкую зиму;
  • Кузьминки знаменуют приход зимы;
  • батюшка Кузьма-Демьян – куриные Бог;
  • Кузьма и Демьян «куют» счастье молодым;
  • если петух стоит на одной ноге – быть морозу;
  • к вечеру мороз становится слабее – на следующий день стоит готовиться к пасмурной погоде.

14 ноября православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна. В народном календаре эта дата получила название осенние Кузьминки, Курятник.

Кто такие святые Кузьма и Демьян?

Кузьма и Демьян были братьями и жили в III веке. Отец их рано умер, воспитывала мальчиков мать – святая Феодотия. Став взрослыми, братья обучились врачебному делу. За праведный образ жизни, который они вели, Господь даровал Кузьме и Демьяну дар исцеления. С немощных и больных, которых лечили, браться никогда не брали плату, за что в народе их прозвали бессребрениками.

Обряды и традиции этого дня

На Руси Кузьму и Демьяна считали покровителями домашней птицы, ремесла и брака. Именно поэтому 14 ноября играют много свадеб.

Тем, кто держит домашних птиц, в этот день надо окропить святой водой курятник, чтобы курочки водились и не болели. А потом забить несколько птиц, и приготовить разные блюда. Куриное сердце дают съесть самому чахлому или младшему члену семьи, тогда он весь год будет крепким и здоровым.

В день осенних кузьминок после того, как скупали малыша, нельзя выливать воду на улицу – он будет много плакать и беспокойно спать.

Если будете подавать милостыню нищим 14 ноября, не смотрите им в глаза, иначе бедности не миновать.

Как молиться сегодня за здоровье близких?

Для каждого человека нет ничего важнее, чем семейное благополучие, счастье и здоровье близких. Чтобы все было хорошо у любимых людей, надо ежедневно молиться Господу Богу, Пресвятой Богородице и Ангелам-Хранителям. Но 14 ноября день особенный, с древних времен на Руси было принято просить у святых Кузьмы и Демьяна мира своему дому и здоровья всем членам семьи. Можно еще в этот день провести несколько несложных обрядов на здоровье родных.

Чтобы в семье никто не болел, проведите этот сильный обряд. Понадобится небольшой лоскут черной ткани. Самый старший член семьи должен отправиться сегодня в осиновую рощу и отыскать там дерево, которое недавно засохло. Черную тряпку завязывают с восточной стороны дерева и читают заговорные слова:

«Богородице милая, святые Кузьма и Демьян, молюсь вам о счастье и здоровье моей семьи. Пусть никто из моих близких не болеет, пусть все хвори обходят мою семью стороной. Пусть уйдут все болячки с лица и рук, с живота и ног. Как это дерево засыхает, так и болезни моих родных пусть пропадают. Аминь».

После этого надо развернуться и быстро уйти. Очень важно на обратном пути ни с кем не останавливаться и не разговаривать, не проходить через перекрестки. С этого дня в течение года нельзя из дома отдавать соль и хлеб, даже самым близким соседям и родственникам.


Обряд на яблоко

Возьмите большое спелое яблоко, помойте его родниковой или талой водой, и прочитайте заговор: «Здоровье и сила да прибудут к нам. Помоги нам матушка-природа с бедами и хворями бороться. А мы обещаем всегда чтить все живое и помогать ему произрастать». После чего яблоко разделите на такое количество долек, сколько членов в семье. Каждому раздайте по кусочку, которые сразу же надо скушать.

Обряд на мыло

Возьмите новый кусок мыла и прочитайте над ним заговорные слова: «Как это мыло вещи наши стирает и дом от грязи отмывает, так пусть от всех, кто тут живет, болезни напрочь ототрет и навеки уберет». После чего используйте мыло по назначению.

Народные приметы 14 ноября

Кошка размяукалась в этот день – к невезению.

Теплый день на Кузьму и Демьяна означает, что настоящая зима придет лишь в последней декаде декабря и будет малоснежной, не суровой.

А вот если к 14 ноября еще не все деревья листву скинули, то зиму нужно ждать лютую, морозную.

В народе говорят, что все сны на осенние кузьминки обязательно вещие.

@ Абрамович Оксана, писатель

Кузьминки осенние (День Кузьмы и Демьяна) 14 ноября 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы, традиции, история. Ежегодно 14 ноября о тмечается народный праздник Кузьминки осенние.

Православная церковь в этот день вспоминает чудотворцев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) и их мать преподобную Феодотию.

История праздника гласит, что Кузьма и Демьян были родными братьями. Мать их Феодотия воспитала сыновей в христианстве. В юношеском возрасте Кузьма и Демьян были отданы обучаться врачеванию. Однако удивлению людей не было предела, когда братья начали исцелять смертельно больных. Стоит отметить, что платы за свой труд они не брали.


Однажды имел место случай, когда чудотворцы исцелили женщину, которая в знак благодарности принесла им три яйца. Как обычно, братья не хотели брать подарок. Однако женщина умоляла господом Богом взять Кузьму у нее яйца в знак великой благодарности. Кузьма не смог отказать мольбам женщины и принял дар. На что его брат Демьян очень обиделся. Он сказал, что Кузьма нарушил их обет, потому он запрещает хоронить их рядом.

После смерти братьев христиане вспомнили о запрете Демьяна хоронить его рядом с Кузьмой. Они долго ломали головы, как поступить. И в этот момент появился верблюд, заговоривший человеческим голосом. Тот верблюд велел христианам захоронить братьев вместе, так как дары женщины Кузьма тогда принял вовсе не из корысти. И братьев похоронили вместе.

Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года – это народный праздник. А потому он имеет свои традиции , обычаи, приметы. В этот день принято обмениваться особыми подарками – курицами. Этих кур никогда не рубили, кормили ячменем и овсом. Считалось, что яйца, снесенные такой курицей, обладают целительными свойствами.

Молодые девушки на Кузьминки 14 ноября устраивают посиделки. Они всегда хлопотали заранее – приносили продукты, готовились к застолью. Приходили на праздник и парни, там они могли выбрать себе невесту. Когда угощения заканчивались, молодежь могла пойти воровать кур в деревне. На Кузьминки 14 ноября такие кражи считались допустимыми и не карались.


На Кузьминки осенние 14 ноября обычно гуляли последние свадьбы в текущем году. Считалось, что на этом дне свадебный сезон завершается.

Женщины начинали прясть. А вот кузнецы в этот день не работали. Ведь 14 ноября также называют Днем кузнеца . Поэтому работать в праздник людям этого ремесла считалось грехом.


Приметы на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года связаны в основном с погодой. Считается, если 14 ноября тепло, то и зима будет теплой.


Если на Кузьминки осенние листва все еще не облетела с деревьев, то зима будет суровой, а урожай плохой.
Если на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года пойдет снег, то весной разольется река.

Ткачук Людмила Сергеевна, учитель технологий
Наумова Олеся Борисовна, учитель технологии

Проект реализовался в урочное и внеурочное время учениками 5 - 9-х классов, их родителями, учителями.

На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

  • "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
  • "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
  • "Демьян, окамени воды".

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

  • "Кузьминки - об осени поминки",
  • "Кузьминки - встреча зимы".

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:

  • "Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
  • "Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
  • "На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян".

Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы.

Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия.

Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.

  • "Узловать Кузьма, развязать нельзя".

По поверью куют святые и обручальные кольца.

  • "Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

  • "Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",
  • "Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
  • "Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
  • "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

Цели проекта:

  1. Повышение социальной значимости школы и социализации детей. Школа - это такое место, куда приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и учителя могли не только деятельно общаться. Но и найти каждый себе занятие по интересам в процессе изучения материала и организации праздника. Причем выбрать вид деятельности и стать организатором этой деятельности.
  2. Внедрение элементов национально-регионального компонента в учебную программу в рамках стандарта основного общего образования по технологии (обслуживающий труд) для Красноярского края.
  3. Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и производительный труд в 5-9 классах с углубленным изучением художественноприкладных промыслов народов сибирского региона”.

Тактические цели:

  1. Реализовать идею – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.
  2. Реализовать миссию – повышение социальной значимости школы как центра образовательной, досуговой деятельности, объединяющей в единый образовательный процесс деятельность учащихся, родителей и учителей-предметников (технологии, истории, литературы, музыки, риторики).
  3. Повысить значимость образовательной области “Технология” в образовательном пространстве МОУ СОШ № 91.
  4. Скоорденировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации учебно-познавательного процесса, социально одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.

Целевая группа:

  1. Учащиеся школы и их родители.
  2. Жители микрорайона.
  3. Учителя школы и района.

Литература

  1. Бабунова И.В. “Технология” 56 класс, “Поурочные планы” по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. Волгоград, изд. “Учитель” 2003г.
  2. Барлина З.И. “Русский дом”, Нижний Новгород, 1994.
  3. Еременко Т.И. “Альбом узоров для вышивки”, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС” 2001.
  4. Журнал “Школа и производство”,№1 2001г.,№4 1994г.
  5. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Красноярск, “Красноярский производственноиздательский комбинат “Офсет”, 1993.
  6. История костюма. Учебник для учащихся лицеев, училищ, колледжей. Ростов - на Дону: “Феникс” 2001.
  7. Кайсаров А.С.,Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.
  8. Крупская Ю.В. “Технология” Методические рекомендации, 5 класс. Москва, “Вента-Граф” 2005г.
  9. Марченко А.В. “Настольная книга учителя технологии”, Москва, “Астрель” 2005г.
  10. Павлова М.Б. и Питт Д.”Образовательная область “Технология”. Теоретические подходы и методические рекомендации.
  11. Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова И.А.“Технология”. Метод проектов в технологическом образовании школьников”, Москва, “Вента-Граф” 2003 г.
  12. Панкеев И.“ От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. Москва, “Эксмо”, 1997.
  13. Сасова И.А.“Технология” 5класс. Сборник проектов. Пособие для учителя. Москва. “Вента-Граф”, 2004г.
  14. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Москва, “Вента-Граф” 2004г.
  15. Симоненко В.Д.“Учебник “Технология” 5-9 класс. Москва, “Вента-Граф” 2001г.
  16. Сычева Л.В. “Вышивка”, Горно-Алтайск, МП “Альтернатива” ,1991.
  17. Фурлетова О.И. “Энциклопедия “Машинная вышивка”. Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, Москва,1999.