Когда новорожденный ребенок начинает узнавать маму. Ощущения новорожденного ребенка Как чувствует себя младенец




142

Вот вы и встретили того или ту единственную и создали семью. Вас пока еще только двое, но возможно вскоре все поменяется в вашей маленькой семье.

Огромным счастьем для родителей является известие о беременности, а затем и появления малыша на свет, тем более для мам. С этого момента предстоит всем, по-настоящему познакомится со своим малышом.

Как только младенец появился на свет, у него возникает потребность в телесном контакте. Ласки и массаж доставляют ему удовольствие и умиротворение. Они действуют на него успокаивающе, а когда вы прижимаете малыша к груди, то у малютки возникает чувство защищенности. При этом, когда ребенка носят, укачивают, купают, делают массаж, ласкают, он начинает осознавать свое тело. Как же это чувство появляется?

Предполагается, что осязание самое первое чувство, которое ощущает малыш. Ведь даже находясь в утробе матери, когда он менял свое положение, он ощущал прикосновения, нежное щекотание и мягкое давление. Он инстинктивно все это ассоциирует с мамой.

При кормлении малыша грудью, он продолжает получать палитру новых ощущений. Вместе с молоком он попробует все продукты, которые едите вы. Поэтому будьте избирательны, ешьте только полезные и свежие продукты. Придерживайтесь диеты, предварительно поговорите с врачом педиатром о меню.

Как же у нашего малютки возникает вкус? К концу первого триместра беременности, у ребенка на языке формируются рецепторы вкуса. С их помощью он распознает вкус и запах околоплодных вод, так он знакомится с вкусовыми пристрастиями мамы. Малыши, в утробе у мамы тоже могут вести себя по-разному. Одни спокойны и умиротворенны, а другие чрезмерно активны и даже «буйны». Это поведение часто отражает «вкусовые» предпочтения малыша. Мамам необходимо беречь своего ребенка от алкоголя и никотина. В первый месяц жизни малыш очень быстро покажет вам, правильно ли вы себя вели во время беременности.

Как только малыш появился на свет, он начинает улавливать и запахи. Самым главным запахом будет запах его мамы: аромат ее волос, груди, шеи, ее дыхания. Он поможет малышу избавиться от тревоги и почувствовать себя в безопасности. Поэтому врачи педиатры не рекомендуют мамам пользоваться слишком резкими дезодорантами, духами, а если вы пользуетесь, постарайтесь не менять марку духов и дезодоранта. Малютка очень быстро привыкает к вашему запаху, самому важному и надежному. Ваш запах для него признак счастливой и безмятежной жизни, не лишайте малыша уверенности в жизни.

Время идет, потом знакомыми становятся и запахи дома. Они становятся источником информации и формируют эмоциональную память. Ведь не для кого ни секрет, что именно запахи из детства вызывают бурю эмоций и переживаний, когда мы с ними сталкиваемся уже во взрослой жизни. Поэтому подумайте, что запомнится вашему малышу? Запах уюта, запах любви и лада вашего дома навсегда останутся в подсознании вашего малютки.

Малыш еще не понимает свои чувства и как они возникают, но он прекрасно уже осознает, что мама – это хорошо и все, что с ней связано, тоже. Рядом с ней он чувствует себя в безопасности, тогда ему становится спокойно. Когда он пьет молоко или лежит рядом с ней, слыша ее дыхание и стук сердца, счастье и покой царят в его маленьком мире.

Постарайтесь никогда криком не выяснять отношения в семье. Берегите покой и уверенность в счастье вашего малыша. Чаще улыбайтесь ему и друг другу, и радость навсегда поселится в вашем доме.

Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ. Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением. Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.

Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.

Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.

Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.

Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.

Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.

Как вкусно и приятно

В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту. До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано. Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.

Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.

Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй . Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий . Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый . Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый . Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой . Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый . Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Резюме

Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным. Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата. Кто знает…

С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.

Вот какие способности имеет новорожденный:
1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт - он сразу даст адекватную реакцию.

2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором - оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.

3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги - один в черно-белую клетку, а другой - серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.

4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».

5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.

Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.

Для малыша очень важны прикосновения мамы.

Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.
Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать. Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен. Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.

Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц.

Зрение новорожденных.

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы. Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое. К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Слух.

Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году. Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких. Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.

Обоняние.

Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.

Осязание.

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его. Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку. должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Вкус.

Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.

Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц.


Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения.

Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:

  • видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
  • слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
  • воспринимает мамин голос как успокаивающий,
  • развитое обоняние, отличает запах мамы,
  • отличает вкус сладкого, соленого, горького,
  • тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
  • плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
  • мышцы недоразвиты и плохо управляемы,

Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост. Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком. Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

С первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.

С ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери , помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Обсуждение

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи - зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери... в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования - но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать "прокричаться", учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных "научных трудах".

"Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас." - в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

14.07.2008 20:49:31, Мария

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))

05.11.2007 08:36:40, masha2

Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить... это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! :-) Рожайте и любите своих малюток!

24.08.2007 18:17:14, Евгения

Удивлена читать такое от Эллы Прокофьевой. Когда речь идет о детях дошкольного и шокльного возраста, я неоднократно видела в ее словах и логику, и ценный опыт, и огромное исследовательское горение. Здесь же - предположение на предположении, без доказательств, науки и обратной связи. Можно принять только как гипотезу, и это необходимо было оговорить в начале статьи. Статья вредная именно своей категоричностью, недоказанностью.

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь - не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями "через внутрь" тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды... Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды - это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

Вообще-то кроме одого из прочитавщих эту статью никто не обратил внимание на то, что "Первоначально младенец бесполый!" интересно, что автор хотел этим сказать?? Пол есть всегда, даже когда ничего не видно плод имеет набор генов и хромосом которые определяют его пол!!

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология - вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично... А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели - вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем "архиве" после прочтения.

11.08.2004 17:29:30, perseveration

после таких статей я очень расстраиваюсь, все проблемы и сложности, которые возникают при общении с ребенком (ему почти 3),отношу на свое неправильное поведение во время беременности,корю себя, но ведь ничего не вернешь.Я приняла свою беременность только к 4 месяцу, да и то больше думала о себе (неправильно питалась, мало отдыхала, старалась успеть закончить ВУЗ, написать диплом). я очень люблю своего сыночка, но такие категоричные сатьи выбивают из колеи.

21.04.2004 14:09:38, надя

Очень добрая статья. Прямо читала ее и вспоминала, как я кормила грудью своего малыша. Эх, если бы снова начать кормить бы грудью, то наверное было бы все иначе.

07.03.2003 15:07:38, Evgenia

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали... И зачем спрашивается:) Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные. И успехов.

Полезная статья! Все правильно, когда я общаюсь со своим очень ожидаемым малышом (нам уже 24 недели), то замечаю как он затихает и как бы прислушивается. И радуется вместе со мной, и грустит. Так что общаться надо и почаще, это уж точно никак не повредит!!!

15.05.2001 10:42:19, Елена