Как научить ребенка правильно держать ножницы и резать ими бумагу? Как правильно держать ножницы? Полезные советы Как научить ребенка стричь ножницами.




Дети начинают интересоваться ножницами примерно на третьем году жизни. Они с любопытством наблюдают за теми манипуляциями, которые проводит взрослый с малознакомым предметом. Большинство родителей допускают ошибку, не позволяя крохе начать использовать ножницы. Ведь именно это умение тесно связано с чувством уверенности в себе и своих действиях. Главное — научить малыша правильной технике и, разумеется, не оставлять его наедине с ножницами, пока он не подрастет.

Как выбрать «правильные» ножницы?

Есть три главных критерия, которым должны соответствовать ножницы, которые вы покупаете ребенку.

  1. Безопасность. Они обязательно должны быть с притупленными концами и лежать в футляре.
  2. Удобство. Материал, из которого сделаны ручки, лучше выбирать нескользящий. По размеру они должны подходить ребенку: не слишком маленькие, но и не большие, чтобы ребенок мог спокойно держать их.
  3. Ножницы должны нравиться малышу. Обычно детки выбирают что-то яркое и красочное.

Исходя из этого, стоит покупать ножницы вместе с ребенком. Пусть он примет в покупке активное участие, тогда и желания заниматься у него будет больше.

Техника безопасности

Беззаботным малышам трудно осознать волнения родителей, которые те испытывают, давая ребенку режущие предметы. Чтобы кроха понимал ваши требования, правила обращения с ножницами следует повторять ему неоднократно. Хорошо, если вы сможете проиллюстрировать эти правила.

  1. Ножницами нельзя размахивать, их нельзя кидать и передавать лезвиями вперед. Покажите малышу, где лезвие, а где ручки.
  2. Ножницы нельзя брать без разрешения, особенно если рядом нет взрослых.
  3. Нельзя проводить ножницами по телу или трогать лезвия пальцами.
  4. Когда закончишь работу с ножницами, их нужно закрыть и убрать в футляр.

Обязательно закрепите данные правила на практике. Чтобы малыш хорошо их запомнил, вам будет нужно повторять их каждое занятие.

Как научить ребенка правильно держать ножницы?

Все вы, скорее всего, помните, как в детстве в темной комнате на фоне горящей свечи или лампы устраивали театр теней. Помните, как тень собаки из руки открывала пасть? Такой же прием можно использовать, чтобы научить ребенка держать ножницы правильно и работать ими.

Покажите ему, как собака или птица, а может, даже динозавр, умеет открывать пасть. Сначала сделайте это рукой. Затем покажите, как вы просовываете большой палец в верхнее кольцо ножниц, а указательный в нижнее, и сделайте первое движение, раскрыв ножницы.

У вас должны быть отдельные ножницы, чтобы малыш сразу мог имитировать ваши действия. Дайте ребенку время привыкнуть к инструменту. Он должен уверенно закрывать и открывать их, только после этого приступайте к вырезанию из бумаги.

Примеры упражнений

Занятия стоит начинать с элементарных упражнений. Для начала нужно научить ребенка резать ножницами бумагу хаотично. Малышу, несомненно, понравится сам процесс. К тому же, будет развиваться мелкая моторика, внимание и усидчивость. На этом же этапе попробуйте вырезание полосок. Можете сложить бумагу вдвое, чтобы уплотнить, и показать малышу, как вырезать полосы. Из них можно будет сделать бусы или гирлянды, склеив между собой. Постепенно усложняйте упражнения.

Можно сделать сборную аппликацию.

  1. «Травка». Используйте цветную бумагу зеленого цвета для этого упражнения. Прочертите карандашом линии перпендикулярно основанию. Покажите малышу, как резать по линиям. Сначала у него будет плохо получаться попадать строго на линию, но подобие травки все же удастся вырезать. Похвалите его и приклейте травку к альбомному листу. Это будет начало композиции.
  2. «Домик». Он будет состоять из квадрата, который малышу нужно будет вырезать по двум линиям. Для этого дополните один край листа линиями так, чтобы вместе с углом образовался квадрат. Малышу нужно будет сначала вырезать по одной линии, а затем по другой. Приклейте получившийся квадрат поверх травки.
  3. «Крыша». Вырезание по диагонали сложнее, поэтому помогайте ребенку, слегка направляя его движения. Проведите две линии от основания, формируя треугольник. Пусть малыш вырежет по линиям крышу для домика, а затем приклеит ее к квадрату.
  4. «Солнышко». Круг — это самое сложное упражнение для такого маленького ребенка. Разумеется, вырезать ровный круг у него не получится. Это сделать удается даже не всем взрослым, поэтому задача такова: вырезать фигуру, максимально похожую на круг. Поверьте, даже корявый кружок, но желтого цвета, будет напоминать крохе солнышко. Здесь важно показать ребенку, как вращать бумагу по мере движения ножниц. Он будет делать это очень медленно и сосредоточенно, поэтому данное упражнение следует проводить, когда у малыша хорошее настроение и он не сильно устал. Получившееся солнышко приклейте над домиком. Готовую аппликацию повесьте на видное место, чтобы малыш мог радовать своему новому умению.

Заключение

Существует множество различных упражнений для работы с ножницами. Продаются специальные журналы, где уже прорисованы линии и фигуры для вырезания. Их можно сделать и самостоятельно, опираясь на картинки из интернета. Отдавайте предпочтение крупным фигурам и следите, чтобы малыш не уставал и не терял концентрацию, иначе он может пораниться. Также ребенок может вырезать из журналов любимых героев, машинки или цветочки, из которых можно создать аппликации и плакаты.

Не откладывайте данные упражнения: чем раньше вы начнете учить ребенка пользоваться ножницами, тем скорее он станет справляться с этим самостоятельно. Это развивает творческое мышление, мелкую моторику, усидчивость и внимательность, что непременно пригодится малышу, когда он пойдет в школу.

Манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребенка к школе. А если Вы дадите ребенку ножницы еще до школы, года в 4-5 и научите правильно ими работать, то таких проблем в школе может совсем не возникнуть.Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки.

Предлагаем вам 7 простых, но очень дельных советов, как научить ребенка пользоваться ножницами.

1. Подберите правильные ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины - ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.

Сейчас можно найти комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.

2. Используйте наклейки

Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими.Лучше всего приобрести для домашних поделок ножницы с большим кольцом, в которое помещается три пальчика ребенка. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами.

Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.

Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).

Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.

Для того, чтобы малыш знал как должны лежать ножницы в руке, наклейте наклейки на те места и те пальчики, которые будут задействованы.

3. Используйте разную бумагу

Для уроков обучения работе с ножницами лучше использовать довольно плотную бумагу, можно картон, но не толстый картон, так как его трудно разрезать порой даже взрослому. Хорошо подходят, кстати, обложки журналов, обложки тех журналов, которые плотные и толще обычных альбомных листов.

4. Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.

Очень скучно вырезать бумагу? Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.

Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, пенопостироловые лотки, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука

5. Играйте в игры и пойте песни

Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко». Когда малыш почувствует себя увереннее, дайте ему бумагу и попросите показать, как ножницы кусаются.

6. Удобное место для занятий

Организуйте ребенку рабочее место, сядьте рядом (либо посадите ребенка на колени) и первый раз наглядно продемонстрируйте, как надо правильно пользоваться ножницами.

Обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда складываем нарезанную бумагу. Вместе после занятия выносим его в мусорное ведро.

7. Делайте это занятие веселым

Для того, чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое пыхтящее чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка пользоваться ножницами».

Цель: Помочь родителям научить ребёнка правильно работать с ножницами.

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Поэтому может весьма сложным оказаться задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу). Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого усилия - всё будет происходить «на автомате». В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому нужно выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закруглённые кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если ребёнок-левша, следует купить ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза). Нужно объяснить ребёнку, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению. Во-вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы своему товарищу (ручками вперед). Как правильно держать ножницы:

1. Пусть ребёнок держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.

2. Пусть проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

3. Поместите указательный палец ребёнка на второе колечко (снаружи).

4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.

5. Поместите перед ребёнком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребёнок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берёт ножницы правильно. Далее покажите ребёнку, как сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребёнка, даже тогда, когда ему не удаётся сделать надрез. С течением времени ребёнок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика). Помните о том, что ругать нельзя ни в коем случае. Старайтесь всячески подбадривать ребёнка даже за малейшие достижения. Ведь интерес к работе с ножницами можно легко отбить, если не поощрять ребёнка.

Умение вырезать - важный навык, который предстоит освоить малышу. А всё потому, что работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышление и координацию, учит концентрироваться, быть внимательным и усидчивым. Рассказываем, как помочь ребёнку научиться вырезать и какие картинки выбрать для первых шагов.

KUMON-вырезание

Ножницы - сложный инструмент. Малыши не с первого раза понимают, как их правильно держать, каким образом вести по картинке и как оставаться в пределах линии. Первые опыты с инструментом часто неудачные. Но учить ребёнка вырезать можно уже с двух лет.

Эдьютейнмент - обучение через игру - особенно привлекает детей. Ведь ребёнок готов регулярно заниматься лишь тем, что ему нравится. Поэтому в тетрадях «KUMON. Давай вырезать!» есть пазлы, лабиринты и «вкусные» картинки и сюжеты с забавными животными.

Выбираем хорошие ножницы

Учиться вырезать нужно с помощью хорошего инструмента - правильных ножниц.

  • Выбирайте ножницы с закруглёнными концами.
  • Ребёнку должно быть удобно их держать.
  • Дырочки для пальцев должны быть подходящего размера.
  • Выбирайте ножницы, которые малыш может легко открывать и закрывать.

После того, как вы выбрали ножницы, научите малыша правильно их держать.

  • Попросите ребёнка просунуть большой палец в маленькое отверстие в рукоятке ножниц, а указательный и средний пальцы - в большое отверстие.
  • Для удобства малыш может просунуть в большое отверстие и безымянный палец. Безопасные пластиковые ножницы подходят для малышей, но в их большое отверстие сложно просунуть больше двух пальцев.
  • Убедитесь, что во время вырезания ребёнок направляет кончики ножниц от себя.


Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Забавные животные»

Учимся вырезать

  • Уверенность. Проверьте, получается ли у ребёнка открывать и закрывать ножницы одним движением, держать их под правильным углом к бумаге. Как правило, поначалу малыши неровно разрезают бумагу. Не волнуйтесь: постепенно ребёнок научится уверенно работать ножницами.
  • Рабочее место. Не стоит вырезать фигуры на полу или диване: ребёнку гораздо удобнее работать за столом. Так локти малыша лежат на опоре, а спина остаётся ровной. Наш копирайтер Лиана и на личном опыте убедилась, что это неудобно.
  • Диагональ. Вырезать фрагменты по диагонали довольно сложно. Не переживайте и напоминайте ему направлять ножницы вдоль линии отреза.

  • Держать лист.
  • Аккуратность. Возможно, сначала всё будет очень неаккуратно. Поэтому следите, чтобы ребёнок разрезал бумагу той частью лезвий, которая находится у самого их скрепления. Откройте ножницы и отрежьте 2–3 сантиметра, затем снова откройте ножницы и отрежьте ещё немного. Повторяйте, пока не вырежете картинку. Так получится намного аккуратнее.

Что вырезать

Картинки должны быть яркими, понятными, без лишних деталей. В тетрадях «KUMON» много сюжетов, которые понравятся малышу. Вот, например, задание из серии «Первые шаги» «KUMON. Давай вырезать!» : ребёнку нужно сделать размер по диагонали. А затем соединить две части корабля.


Задание из тетради «KUMON. Давай вырезать! Первые шаги»

Когда ребёнок освоит первые шаги, предложите ему задания посложнее. Вот в этом упражнении ребёнку нужно резать по линии, поворачивая лист. Не огорчайтесь, если края разреза получатся неровными. Главное - чтобы малышу понравилось выполнять задание.


Задание из тетради

Как правильно держать ножницы? Неужели для этого необходимы особые умения и навыки? Конечно же, ничего сложного… Если вам с детства всё хорошо объяснили! Итак, как правильно держать ножницы? Попробуем разобраться.

Как правильно держать ножницы: учимся с детства

Итак, подробнее. Как правильно держать ножницы, необходимо учиться еще будучи ребёнком. Чем меньше рука, тем сложнее. Хотя многие малыши готовы к этим действиям уже в три-четыре года. Ну а к шести годам, конечно же, каждый ребёнок обязательно должен знать, как правильно держать ножницы. Во взрослой жизни об этом задумываться уже никто не будет. Там всё происходит на автомате.

Качественный инструмент

Прежде чем разобраться с тем, как правильно держать ножницы детям, необходимо определиться, какими именно они должны быть вообще. Инструмент должен очень хорошо и удобно лежать в руке у ребёнка. Важный момент - заточка. Одна сторона должна быть заточена как можно лучше, чтобы малыш мог легко резать бумагу или картон. Тупые ножницы резать не будут, они будут «жевать». Инструмент должен иметь закруглённые кончики. Кроха в этом случае не сможет уколоться или поранить соседа. Если ваш ребёнок - левша, найдите ножницы, изготовленные специально для таких детей. Иначе он не будет видеть линию разреза при работе с обычным инструментом.

Правила пользования

С чего начать? Начинайте рассказывать поэтапно, как правильно держать ножницы, детям. Для начала объясните им то, что использовать инструмент можно только для работы с бумагой (чтобы малыши не резали волосы, пальцы, скатерти или одежду). Если вы вдруг увидите, что ребёнок хочет отрезать что-то не то, отберите у него ножницы. Не возвращайте их до тех самых пор, пока он сам не скажет, что будет использовать их лишь по назначению.

Расскажите малышу о том, что с ножницами нельзя ни ходить, ни бегать, ни прыгать. Научите его правильно передавать ножницы товарищам - вперёд ручками.

Но прежде чем вы дадите крохе в руки ножницы, поиграйте с ним в специальные игры, созданные для усовершенствования зрительно-моторной координации. Такие игры помогают также сделать пальчики малыша сильнее.

Учим ребёнка

А что же дальше? Как научить ребёнка правильно держать ножницы? Проследите за тем, чтобы кроха держал ручку особым образом - так, чтобы большой палец смотрел вверх. Наденьте на него одно из колечек. После этого малышу необходимо продеть кончик среднего пальчика в другое кольцо. Указательный палец ребёнка поместите снаружи на второе кольцо. Мизинец и безымянный подогните и уприте в ладонь. Иногда безымянный может уместиться во второе колечко вместе с указательным и средним. Положите перед ребёнком лист бумаги немного выше уровня его глаз. Разрезая её в направлении наверх, он автоматически будет брать ножницы правильно.

Следите за развитием навыков

Научили? Продолжаем! Покажите своему ребёнку, как вы режете бумагу самостоятельно, как вырезаете треугольники или круги. Проявляйте терпение, поддерживайте малыша даже в том случае, если надрез ему сделать не удалось. Со временем кроха будет овладевать навыками всё лучше и лучше. Не забывайте о том, что ему необходима практика. Рассмотрим процесс овладевания навыками поэтапно:

Малыш проявляет интерес к работе с ножницами;

Ребёнок начинает правильно держать ножницы;

Кроха произвольно открывает и закрывает ножницы;

Малыш отрезает кусок бумаги;

Ребёнок режет бумагу, делая два или более надрезов;

Малыш разрезает бумагу пополам;

Кроха самостоятельно вырезает квадрат;

Ребёнок вырезает более сложные фигуры.

Как только малыш всему этому научился, остаётся только продолжать совершенствовать свои умения. Возможно, в дальнейшем его профессия будет связана именно с ножницами? То есть? Парикмахер? Ну а как правильно держать ножницы при стрижке?

Для парикмахеров

Об этом - отдельный разговор. Как правильно держать ножницы парикмахеру? Начнём с того что ножницы являются самым важным Поэтому перед тем как начинать работать над стрижками, необходимо освоить азы.

Каждый человек, взявший в свои руки парикмахерские ножницы, сразу же признает, что ими орудовать намного труднее, чем ножницами обыкновенными. Пальцы новичка неопытны, движения неуверенны. Но всё же рука ко всему этому привыкает очень быстро.

Для того чтобы справляться с данным инструментом, держите его правильно. Возьмите ножницы в правую руку (для правшей). Пусть они лягут в ладонь так, как самая обыкновенная модель. Но! Один нюанс! Парикмахерами здесь вместо среднего пальца используется палец безымянный, который и помещается в нижнее кольцо.

Всегда держите перед собой ножницы лезвиями вперёд. Не напрягайте свои пальцы. И не вставляйте их слишком глубоко в колечки. Приучите сразу же свой большой палец упираться в колечко лишь подушечкой. Это необходимо для удобства, ведь при стрижке именно этот палец является ведущим.

Следующий вопрос - положение ножниц. Оно может быть рабочим или нерабочим. При стрижке ножницы держит расслабленная кисть. Мизинец при этом лежит на специальном хвостике нижнего кольца. В месте пересечения инструмент поддерживает указательный палец. В нерабочем положении вы можете удерживать расчёску, ножницы в сторону не откладывая. Это экономит немало времени. Метаться между тумбочкой и креслом не приходится. При этом остаётся в кольце, большой палец вынимается и прижимается к ладони. Начинающим парикмахерам требуется некоторая сноровка для того, чтобы привыкнуть как можно быстрее менять положение ножниц без помощи левой руки.

Не забывайте после каждой стрижки ополаскивать ножницы проточной прохладной водой. Важно это не только с точки зрения гигиены. Каждый человек имеет свою, уникальную ауру. На чужие волосы её переносить нельзя!