Игры для развития слухового восприятия. Игры с неречевыми звуками Скажи, что звучит




Игры с неречевыми звуками

"Угадай, где позвонили?"

Задача: развитие слухового восприятия; определение направления звука.

Материал: колокольчик (бубенчик, дудочка...).

Ход игры:

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок угадал, тот, кто звонил, занимает место водящего. Если нет, то водит снова, пока не угадает.

"Где звенит?"

Материал: Колокольчик или погремушка.

Ход игры:

У водящего колокольчик или погремушка. Детям предлагается отвернуться и не смотреть, куда спрячется кто-то из их товарищей. Водящий прячется в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают водящего.

"Где постучали? (Где позвонили?) "

Задача: развитие слухового восприятия, ориентации в пространстве.

Материал: палочка (колокольчик), стульчики, повязка.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. В середине круга - водящий с завязанными глазами. Взрослый обходит круг за спинами детей и кому - то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и прячет её за спину. Всё дети говорят: «Пора!». Водящий должен найти палочку. Если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить; а если не находит, продолжает водить.

"Кто что услышит?"

Задачи: Развитие слухового восприятия, внимания, накопление словаря, развитие связной речи.

Материал: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещётка,

Ход игры:

Педагог за ширмой стучит молоточком; звенит в звонок, а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные.

«Принимаем гостей!»

Материал: колпачок с бубенчиком для Петрушки, шапочки с ушками дли Зайчика и Мишки, различные озвученные игрушки (погремушки, дудочки, балалайка).

Ход игры:

"Скажи, что звучит?"

Задача: развитие слухового внимания.

Материал: колокольчик, барабан, дудочка...

Ход игры:

Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные муз. инструменты (треугольник, металлофон, бубен, погремушку) или игрушки со звуковыми сигналами (неваляшка, паровоз...)

"Жмурки с колокольчиком"

Задача: развитие слухового восприятия, ориентации в пространстве.

Материал: колокольчик, повязки.

1в. Играющие сидят на стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от них стоит ребёнок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, он должен найти ребёнка с колокольчиком и дотронуться до него. Тот же старается от водящего уйти (но не убежать!) и при этом звонит.

2в. Несколько детей с завязанными глазами должны поймать водящего с колокольчиком.

"Продавец-покупатель"

Задачи: развитие слухового восприятия, внимания, обогащение словаря, формирование навыка фразовой речи.

Материал: коробки с горохом и различной крупой.

Ход игры:

Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробки, встряхивает и даёт возможность детям прислушаться к издаваемому каждым коробком звуку.

Один ребёнок-продавец. Перед ним две коробки (затем число их увеличивается до 4-5), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука... Покупатель входит в магазин и здоровается, просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа.

"Узнай по звуку"

Задачи: развитие слуховой памяти, фразовой речи.

Материал: различные игрушки, предметы (бумага, книжка, ложка, дудка, ножницы, вода в стаканчике и пустой стакан).

Ход игры:

Играющие сидят спиной к педагогу. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит об этом.

Шумы можно производить разные: бросить на пол ложку, мяч, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, переливать воду, мыть руки... Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и получает в награду фишки или звёздочки.

"Запомни звук"

Задачи: развитие слухового внимания, фразовой речи, обогащение словаря.

Материал: 4-5 предметов, например, металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка...

Ход игры:

1 вариант.

С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит его звучание-характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-4 варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит (ребенок поворачивается спиной). Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

2 вариант.

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам, или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами или карандашом о чашку... После каждого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется при зрительной опоре.

"Маленькие музыканты"

Задача: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка.

Материал: музыкальный инструмент (бубен, погремушка, барабан, пианино, аккордеон ...).

Ход игры:

Детям предлагается повторить - отхлопать, отстукать, сыграть на муз. инструменте ритмический рисунок в порядке усложнения:

X X ; X XX; XX X; X XX X; XX X XX

На пианино, дудочке, аккордеоне можно продлить звуки, поэтому ритмический рисунок усложняется. Варианты могут быть разные, например: х - короткий, X - длинный звуки.

X X; х X х; хх X х; х X хх...

«Принимаем гостей!»

Задача: развитие слухового внимания.

Материал: колпачок с бубенчиком для Петрушки, шапочки с ушками дли Зайчика и Мишки, различные озвученные игрушки (погремушки, дудочки, балалайка).

Ход игры:

Взрослый объявляет детям, что к ним придут гости: Петрушка, Зайка и Мишка. Трое детей за ширмой надевают шапочки. Педагог предупреждает, что Мишка придёт с погремушкой, Петрушка - с барабаном, а Зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идёт. Когда все гости в сборе, дети встают в круг, а гости пляшут. Затем выбираются новые гости и игра повторяется. Гости могут прийти с другими игрушками.

«Угадай, что делать»

Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Оборудование: по два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Ход игры:

Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания, фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Ход игры:

Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наи­более внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Цель игр, приведенных ниже: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Догоните меня

Описание . Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению . Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.

Найди свой цвет

Описание . Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания к проведению . Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу"

Береги предмет

Описание . Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

Указания к проведению . Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали его.

Во второй младшей группе можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей. Воспитатель в этом случае подсказывает, как играть, и сам вместе с детьми становится в круг.

Не опоздай

Описание . Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (или небольшие колечки, или погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к кубикам.

Указания к проведению . Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить малышам бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала "Не опоздай!" воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро займут свои места, воспитатель должен похвалить их.

Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

Цель игр , приведенных ниже: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находить определенный предмет.

Найди свой домик

Описание . С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению . Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".

Где звенит колокольчик?

Описание . Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место - и игра повторяется.

Указания к проведению. Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.

При многократном повторении игры, в конце года, можно поручить ребенку прятаться и звонить в колокольчик.

Найди флажок

Описание . Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты, зала или площадки. Воспитатель просит их закрыть глаза, а сам в это время раскладывает флажки в разных местах комнаты. Затем он говорит: "Ищите флажки". Дети открывают глаза, ходят по комнате, ищут. Нашедшие флажок подходят к воспитателю. Когда все дети найдут по флажку, воспитатель предлагает пройти с ними по комнате, потом снова собирает флажки и раскладывает их. Игра повторяется.

Указания к проведению . Вместо флажков могут быть и другие мелкие предметы: кубики, султанчики, погремушки. Предметов должно быть столько, сколько детей. Лучше, если флажки или кубики будут одного цвета, в противном случае ребенок выбирает тот, который ему больше нравится, вызывая недовольство у других детей. Раскладывать флажки или предметы надо так, чтобы малыши не очень долго их искали и легко могли достать.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей отделения «Милосердия»

«Колокольчики звенят».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Закрепить счёт в пределах четырёх.

Учить детей соотносить количество предметов с числовой фигурой.

Закреплять умения ориентироваться относительно себя.

Развивающие задачи:

Развивать память, внимание, речь.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательность, желание помочь друг другу.

Активизация словаря: столько-сколько, вверху, внизу, сбоку, справа, слева, сзади, столько же, один, два, три, четыре.

Наглядный материал и оборудование:

Демонстрационный материал: колокольчик (погремушка, бубен и т. п.), карточки сюжетные и бессюжетные, карточки с точками, наборы мелких игрушек 3-4 видов по 4-5 штук каждого вида.

Оборудование: четыре обруча, четыре стула.

Ход занятия.

Орг. момент.

В разных местах комнаты на подносах разложены мелкие игрушки в количестве от одной до четырех.

В. - Дети, сегодня мы с вами будем находить столько игрушек, сколько предметов (точек) нарисовано на карточке, которую я вам покажу.

Воспитатель показывает карточку, на которой изображено три предмета (точки) и просит детей найти столько же игрушек. Дети находят поднос с тремя игрушками, и кто-либо из них объясняет, почему был выбран этот поднос.

В. - Слава, почему ты показал на этот поднос? (там 3 игрушки)

Воспитатель несколько раз меняет карточки, дети каждый раз находят поднос с заданным количеством игрушек, объясняя свой выбор.

Корректирующая минутка.

Пальчиковая гимнастика. Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Стирка»

Мылом мою я носки (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки (трем кулачками друг о друга)

Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо и влево)

И повешу на веревку (поднимаем руки вверх и сгибаем кисти)

Дидактическая игра «Найди свой домик».

Ход игры. На ковре.

На ковре на расстоянии друг от друга разложены четыре обруча, в них лежат карточки с числовой фигурой от одного до четырёх.

В. - Дети, посмотрите, что у меня на столе лежит?

Д. - Карточки с точками.

В. - Правильно, возьмите по одной карточке. Внимательно рассмотрите свою карточку, сосчитайте количество точек на карточке. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду звонить колокольчиком, как только колокольчик замолчит, вы положите в обруч, в котором лежит карточка с цифрой (точками), столько шариков, сколько точек на вашей карточке. Например, если у Леры на карточке две точки, то ей нужно положить 2 шарика.

Воспитатель звенит колокольчиком. Как только колокольчик замолчал, дети выполняют задания. Игра проводится 4-5 раз, при этом дети каждый раз меняются карточками.

Дидактическая игра «Где звенит колокольчик? ».

Ход игры.

В. - Дети, сейчас мы с вами опять будем играть. Я буду звенеть колокольчиком, а вы будете мне говорить, где звенел колокольчик: вверху, внизу, сзади или впереди. Давайте начнём.

Воспитатель звенит колокольчиком вверху над головой у Марка, Марк говорит: «Колокольчик звенит у меня над головой», затем сзади у Коли и Коля говорит: «У меня за спиной звенит колокольчик» и т. д.

Игра продолжается 3-4 минуты.

Подведение итогов.

В. - Дети, что мы сегодня делали, чем занимались?

Н. - Играли, считали, находили игрушки.

В. - Верно. Мы сегодня с вами находили столько игрушек, сколько точек было на карточке, а ещё мы определяли, где звенел колокольчик. А где звенел колокольчик?

М. - Колокольчик звенел вверху, внизу, сзади и впереди.

В. - Молодцы ребята.

Цель: развитие слуха, сближение детей.

Оборудование: темная повязка для глаз, звонкий колокольчик.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: педагог предлагает поиграть, все вместе – дети и воспитатель – становятся в круг. При помощи считалочки выбирается водящий, ему завязывают глаза. Педагог становится в круг и звенит колокольчиком, водящий должен определить по звуку, где находится колокольчик, и подойти к нему. Когда водящий находит колокольчик, воспитатель снимает с него повязку и отдает ему колокольчик. Ребенок выбирает нового водящего (возможно, также при помощи считалочки), завязывает ему глаза, затем переходит в любое место внутри круга и звенит в колокольчик. Новый водящий должен его найти. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли водящих. Перемещаться дети могут только внутри круга. Каждый ребенок может быть водящим только один раз.

Примечание: педагог должен внимательно следить, чтобы дети с завязанными глазами перемещались аккуратно и не падали.